Курс Таро > Карта «Дьявол»


Примерное содержание лекции

Величайшее достижение дьявола — мысль о том, что его не существует.

Если вы внимательно вникали в предыдущие старшие арканы, то уже можно догадаться, что и с Дьяволом тут не чисто. И это так: под Дьяволом понимают не плохого черта, а в очередной раз целостный архетип, в котором можно найти если не хорошее, то хотя бы нейтральное.

Все знают легенду о Люцифере: Бог и ангелы были чем-то единым, вопрос о свободе воли ангелов не стоял. Люцифер был одним из ангелов — причем, одним из лучших, после чего возгордился и отделился от Бога.

Фактически, Люцифер придумал подростковый бунт, а так же отделение.

Гордыня и общая несносность — это побочные эффекты, ровно как в подростковом бунте, если же брать суть, то Люцифер отделился от Бога и стал самостоятельной личностью.

Бог — это все то, что в нас есть общее, а дьявол — это то, что в нас есть разное. То есть, Дьявол всего-навсего — это то, что отделяет нас от Бога. Это, казалось бы, плохо, хочется быть как-то к Богу поближе.

С другой стороны, когда мы обсуждали Дурака, мы говорили, что Дурак — это нераздельное все со вселенной, и сложно сказать, где что начинается и кончается, границ нет.

Психика человека зарождается и начинает существовать только после отделения от матери, да и сам ребенок тоже становится ребенком и перестает быть плодом после родов — первого отделения.

Некоторые, кстати, рассматривают роды, как архетип изгнания из рая: все было хорошо и тепло, а потом тебя родили.

Мы существуем, как отдельный личности, только благодаря дьяволу, так как дьявол сам по себе является символом разделения.

Дьявол вообще отвечает за всю плоть, начиная с ее существования, перевернутая пентаграмма — это не только символ того, что дух внизу, а плоть наверху, это еще и направления движения духа: если правильная пентаграмма показывает путь вознесения, то перевернутая вниз — это путь снисхождения или падения духа.

К сожалению, все воплощение происходит именно этим путем: дух падает на землю, в плоть.

То, что существование без дьявола невозможно, легко представить с помощью такой метафоры: возьмем белый лист — это бог. Нарисуем на нем черным карандашом рисунок. Черно-белую гравюру. Все черное в рисунке — это дьявол. При этом в рисунки полно бога — то есть белых пространств, и вообще, он весь сделан «на материале бога», но без черных линий рисунок бы не существовал.

Лист бы существовал. Рисунок — нет.

Почему же дьявол плохой?

Крайняя степень отделения называется эгоизм.

Здоровый эгоизм — это не плохо, но Дьявол — это всепоглощающий, дьявольский эгоизм.

Поэтому изображения Дьявола в Таро является злой пародией сразу на две карты: Иерофант (Дьявол делает похожий жест руками) и Влюбленные (на карте тоже изображены мужчина и женщина).

Иерофант учит человека жить в обществе, прививая мораль, Дьявол же учит человека жить самому и плевать на общество, Влюбленные символизируют персональный выбор сердцем, Дьявол символизирует выбор, сделанный не сердцем, но тоже чем-то своим.

Что такое соблазны, насылаемые дьяволом, тоже понятно: это желание делать что-то, принимая во внимания исключительно собственные интересы.

Никогда еще Дьявол не соблазнял перевести бабушку через дорогу.

То есть, Дьявол якобы соблазняет на то, чтобы сделать хорошо исключительно себе, причем той части себя, которая отвечает за плотские удовольствия, а не за духовные.

Ну, например, какие-нибудь сексуальные аморальные дела: очевидно, что если вычеркнуть мораль и другого человека, то для конкретного твоего тела это может быть очень даже приятно.

«Если Бога нет, все дозволено» крылатое выражение, приписываемое Ф. М. Достоевскому, которое обычно связывают с романом Достоевского «Братья Карамазовы». Представляет собой краткую, но достаточно точную формулировку взглядов Ивана Карамазова. Точной цитатой не является и как единая фраза в указанном романе отсутствует.

Это выражение точно описывает суть дьявола, причем под Богом тут понимается именно Иерофант: моральный аспект религии и ограничения через него.

Дьявол является мощной теневой фигурой в психике человека, понятно почему: пока ребенок растет, его воспитывают. Воспитание — это прививание чего-то извне, что может противоречить первоначальным импульсам ребенка. Эти импульсы идут от чистого эгоизма. То есть, в процессе воспитания, ребенок вытесняет и подавляет всегда что-то свое.

Это все помечается, как плохое, прилипает к Дьяволу и оседает там в тени.

Время от времени задавленные части вырываются на свободу, тогда про это говорят «бес обуял», приписывая это внешнему влиянию («Дьяволу»).

Что же с дьяволом делать?

Тут все понятно: сначала идет Смерть, потом Умеренность, потом — Дьявол.

Смерть — это полный отказ от всего, путь самоограничения.

Дьявол — это жизнь в стиле «живем только один раз, надо попробовать всё» и потакание себе.

Между ними — Умеренность, которая является ключом.

Освальд Вирт о дьяволе

Серьезно настроенный адепт знает, что Дьявол — это великий магический агент, без участия которого невозможны никакие чудеса, если только это не чудеса исключительно духовной природы, ибо когда один чистый дух непосредственно воздействует на другой, чудеса совершаются без вмешательства Дьявола. Но там, где участвует тело, ничто не может совершиться без Дьявола. Мы обязаны ему своим материальным существованием, так как если бы во время и после появления на свет в нас не доминировали жажда жизни и инстинкт самосохранения, которые происходят именно от него, мы не смогли бы цепляться за жизнь с таким крайним эгоизмом, который свойственен любому младенцу.

Дьявол и в самом деле завладевает нами, как только мы приходим в этот мир, но так и должно быть. К счастью, он завладевает нами не окончательно, поскольку нам суждено развиваться и постепенно освобождаться от тирании врожденных инстинктов... Как наездник должен заботиться о своем коне, так и мы должны постоянно помнить о своем животном теле, которое, хотя и подвластно нам, но постоянно заявляет о себе и упрямо отстаивает свои права. Дьявол не так черен и ужасен, как его изображают; он наш неизбежный спутник, пока мы живем в этом, нижнем, мире. Поэтому и относиться к нему следует соответствующим образом — не как к постоянному и непримиримому врагу, а как к слуге, который способен оказать неоценимую помощь.

Не будем забывать о том, что именно Дьявол дает нам материальную жизнь. Он вооружает нас для постоянной борьбы за удовлетворение насущных потребностей: вот почему в нашей душе то и дело возникают мощные импульсы. Сами по себе эти импульсы не являются плохими, но мы должны поддерживать между ними гармонию, если не хотим попасть под гнет смертных грехов, которым соответствуют отдельные «министерства» ада. Давайте умерять себя во всем, а также избегать споров и распрей, которые возбуждаются Дьяволом...

Сущность главного персонажа Аркана XV лучше всего передает тройная пентаграмма (3 х 5 = 15). Разумная энергия человека, представленная маленькой белой пентаграммой в центре, заключена в перевернутую черную пентаграмму с вписанными в нее головой, рогами, ушами и бородой козла, только для того, чтобы своим движением наружу и расширением образовать новую, самую большую пентаграмму — символ благотворной магической силы, которую обретает человек, укротивший в себе зверя. Божественный свет, который есть в каждом из нас, должен одержать верх над низменными инстинктами, и результатом этой победы будет «сияние», то есть вокруг нас появится особая атмосфера, ореол или, иначе, аура, инструмент нашей оккультной силы.

Толкование

Это смотря по какую сторону вы находитесь. Если Дьявол — внешняя фигура или против вас, значит, кто-то поступает так, что не берет в расчет ваши интересы. Кто-то поступает самовольно, поэтому вы находитесь в ситуации, когда вы в чем-то из-за этого ограничены.

Особенно неприятно, когда этот «кто-то» внутри вас и вы сами себя ограничиваете.

Если Дьявол за вас, то это, как ни странно, призыв если не проявить свою темную сторону, то подумать немного о себе и своих интересах.

То есть, Дьявол может толковаться вполне себе позитивно, когда это оправдано.

Дьявол и духовный рост

Это, конечно же, «эго» и «борьба с эгом».

Чтобы с эгом бороться, его надо сначала отрастить. Чтобы его отрастить, надо сначала повзрослеть.

С детства нас так или иначе учат ограничивать себя, сначала в семье, потом в обществе, но человек должен вырасти из этого, взбунтоваться (любые детские и подростковые бунты неизбежны), пойти на поводу своего эго и только потом уже сам придти к тому, что такое эго и что с ним делать (не бороться, а жить с ним, согласно принципам умеренности).

Я же видел людей, которым в нашем постсоветском обществе внушали, что эгоизм — это плохо, они от этого внушения не смогли избавиться, а потом встретили удобное духовное учение, которое предлагает бороться с эго, и оно им очень подошло.

Очень хорошо бороться с тем, что не выросло!

Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада (Юнг)

И еще цитата:

Удивительно, но в так называемых эзотерических кругах принято чуть не за версту обходить все, что хоть чуточку напоминает о дьяволе, тени, тьме или страхах. Люди могут вдохновенно рассуждать о целостности и исцелении и в то же самое время утверждать, что не имеют никакого дела с этой «чернухой», а если где и встретятся случайно, то обязательно очищают до полной «белизны», хотя противоречие здесь очевидно. Отсюда ясно, что любовь к белым одеждам и беспрестанные медитации на «свет» суть не что иное, как отчаянные попытки не подпускать к себе ничего темного и страшного. Вполне закономерным психологическим следствием этого нередко становится мания преследования. А поскольку бессознательное, как известно, выполняет компенсаторную функцию по отношению к сознанию, то и болезненно культивируемая белизна последнего может свидетельствовать лишь о беспросветной черноте бессознательного. Наше Эго туда и калачом не заманишь, поэтому вся эта чернота выплескивается во внешний мир, обретая формы страшных врагов, которых человек боится, чем дальше, тем больше. К.-Г. Юнг заметил по этому поводу: «Светлым не станешь, думая о светлом все время. Им можно стать, лишь осознав темное. А это неприятно и потому непопулярно».

Хайо Банцхаф, «Таро и путешествие героя»