Курс Таро > Масти таро и стихии (а так же чакры)

comments powered by Disqus


Примерное содержание лекции

Масти

Обычно начинают изучение Таро со Старших арканов, я же для разогрева предлагаю пройтись по мастям.

Четыре масти, у каждой есть символ, каждая соотносится со стихией. Две масти яньские (мечи и посохи) и две иньские (пентакли и чаши).

Мечи

Мечи соответствуют стихии воздуха и символизируют разум.

Разум, как и меч, штука острая и везде проникает. Абсолютно понятно, почему это яньская масть (янь — это то, что проникает, инь — то, куда проникает).

Это нашло свое отражение в языке: мы говорим «острый ум» (и «тупой человек»). Гранит науки мы грызем — причем не перевариваем, потому что переваривать гранит крайне неудобно, а именно грызем, то есть разбиваем на элементы. Используя зубы, но это чтобы подчеркнуть сложность. В приличном обществе использовали бы вилку и нож. А нож — это тот же меч.

«Заострить внимание» — это все в тему того, что разум — это мечи.

Скальпель хирурга — тоже хорошая метафора для разума: в средневековье, например, запрещали вскрывать трупы в исследовательских целях, что несколько затормозило развитие медицины.

Анализ (др.-греч. ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Ум — инструмент анализа, то есть расчленение, меч — тоже инструмент расчленения.

Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
Пушкин, «Моцарт и Сальери»

Теперь рассмотрим соотношение разум — воздух. Разум тоже нематериален, его нельзя потрогать, как и воздух, и при этом он везде. Или можно сказать, что разум — это ветер: его самого не видно, а продукты его деятельности заметны.

«Строить воздушные замки» и «витать в облаках» — примеры соотношения «разум — воздух» в языке.

Примеры из языка вообще показательны, так как демонстрируют проявление архетипов в образной речи: разум ассоциируется с чем-то острым, и это универсальная человеческая ассоциация, в Таро и в пословицах/поговорках она устроена по абсолютно одинаковому принципу.

Амбивалентность архетипа

Архетип всегда является цельной, амбивалентной структурой, которая имеет позитивный и негативный аспекты.

На примере мечей: меч — очень удобная штука для того, чтобы что-то разобрать, это его плюс. Минус — в том, что он острый и то, что он разрезал, обратно тяжело собрать.

Разум, как и меч, холодный, излишнее применение ума убивает чувства и жизнь.

Жезлы

Жезлы соответствуют стихии огня и символизируют дух.

Это тоже яньская масть, если в мечах фаллический символ распознать можно не сразу, то тут все очевидно: жезл — это символ мужской власти.

Дух в жезлах — это дух жизни и творчества, как в словах «воодушевление» или «вдохновение». На эту же тему есть хорошее слово «энтузиазм».

Энтузиазм (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις — «вдохновение», «восторг», «воодушевление») — положительно окрашенная эмоция, состояние воодушевления, а также, под влиянием этого настроения, желание и совершение активных действий по достижению определённых целей. Первоначально, словом энтузиазм обозначали состояние человека, одержимого божеством или находящегося под его влиянием.

Вот это «желание и совершение активных действий по достижению определённых целей» идеально подходит под масть жезлов.

Почему дух — это огонь, тут тоже все понятно. Это — чистая (жизненная) энергия и возможность ей управлять. С чистой энергией «у древних, примитивных людей» ассоциируется именно огонь, за неимением лучшего.

У этого человека «дело горит в руках», он «зажигает всех вокруг». У этого человека есть власть, потому что власть — это способность изменять окружающий мир. (А не количество бабла, как сейчас). В связи с этим, кстати, интересно проследить, как слово «энтузиаст» упало в глазах: раньше это был человек, одержимый аж божеством, сейчас — чуть ли не задрот, который за бесплатно делает какую-нибудь ерунду.

Обратную сторону архетипа мы тоже знаем: это, например, «сгорел на работе».

Чаши

Чаши соответствуют стихии воды и символизируют душу и психику (а так же эмоции).

Соотношение чаши — вода в целом понятно, это сосуд — содержимое. Чаши подчеркивают восприимчивость воды, ее способность принимать форму сосуда. Чаши совершенно очевидно иньская масть.

Вода так же символизирует все глубины человеческой психики, включая подсознание.

«Глубины души» — это «водная» метафора.

Слово «волнение» — еще одна «водная» метафора, это и образование волн на поверхности воды и чувство беспокойства и тревоги.

Амбивалентность архетипа состоит в том, что чаши — это не только «положительные» эмоции, но и «отрицательные». То, что вода принимает форму сосуда это плюс, если в сосуде нет дырок. Если же дырки есть, то воду не удержать.

Пентакли

Пентакли соответствуют стихии земли и символизируют все физическое (от здоровья до богатства).

С землей все должно быть понятней всего: «мать сыра земля» — иньская масть.

Земля порождает жизнь и поддерживает жизнь: всё либо растет на земле, либо питается тем, что выросло из земли.

Пентакли — это деньги, а на них можно купить все земное, начиная с еды и заканчивая предметами роскоши.

Деньги — символ физического благополучия (понятно, что умные мысли, богатый внутренний мир и счастье на деньги не купишь).

Земля — это то, где (и с помощью чего) всё воплощается.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Ветхий завет)

Прах земной, очевидно, земля, а дыхание жизни — огонь. (Кстати, «огонь жизни» и «жизнь еще теплится», «жизнь угасает» — это огненные метафоры).

Соответствие с «игральными» мастями:

Итого

Четыре масти вполне себе покрывают мир человека и его психические функции: