Курс Таро > «Дурак»


Примерное содержание лекции

Нас невозможно сбить с пути, нам все равно, куда идти.

Первая карта в колоде Таро называется «Дурак».

Она даже не первая, она «никакая», ей соответствует цифра ноль, поэтому ее ставят как в начало так и в конец старших арканов. Все же старшие арканы, если их разложить по порядку, рассказывают историю от первого пробуждения сознания к посвящению и просвещению. Эта история циклична, поэтому куда Дурака ни поставь — в конец или в начало истории, он все равно будет стоять на своем месте, на стыке.

Мы к этой истории вернемся, когда рассмотрим все старшие арканы.

Дурак — это ноль, и весь смысл карты можно вывести уже из этого факта.

Ноль — это пустое место.

Ноль — это так же начало, потенциал для возникновения чего-то. «У Васи было ноль яблок», — говорят нам, и мы понимаем, что это неспроста, и яблоки сокоро появятся.

Ноль ни позитивен, ни негативен (Если есть +1 и -1, то 0 посередине, и он никакой).

Ноль — это то, что нельзя поделить, поэтому это одновременно и ничего и «неделимое всё». Математики Майя (хоть мы им и не верим после того, как они ошиблись с концом света) имели символ, обозначавший «ноль», при этом этот же символ обозначал и бесконечность.

Это легко понять: много совершенно разных мифов о сотворении вселенной начинаются с того, что сначала был хаос, а из этого хаоса что-то возникло, при этом хаос был ничем и всем одновременно.

Представьте себе однородную среду, из которой нельзя ничего выделить.

Выделяем мы всегда на основании границ, например, «вот тут заканчивается стол и начинается воздух вокруг него». Если границ нет, то мы проводим воображаемые. Здесь же у нас однородная среда, из которой нельзя ничего выделить: во-первых, из-за однородности, во-вторых, потому что это сделать некому и нет никаких оснований это делать.

Ноль — это отсутствие границ. Мы даже не можем ткнуть пальцем и сказать «вот тут у нас есть один первозданный хаос». Если есть один, то есть второй, он же одновременно бесконечен и поэтому отсутствует.

Если мы возьмем точку в геометрии, то это — абстрактный знак, не имеющий ни имеющий ни объёма, ни площади, ни длины, ни каких-либо других измеримых характеристик, при этом точка существует, а любой геометрический объект состоит из точек.

Дурак же не существует, если сравнивать с тем, что уже существует. Если сравнивать не с чем — то дурак, несомненно, существует (и ничего, кроме дурака).

Египетский миф о сотворении мира: сначала был мировой океан Нун (и больше ничего не было). Из этого океана сам себя выделил бог Атун. Океан и является тем «нулем» и первозданным хаосом, из которого все возникло.

Современный миф о сотворении мира: сначала было ничего, потом произошел Большой Взрыв. То, что было до большого взрыва — и есть то самое «ничего».

«Дураком» же карта называется потому, что идеальный Дурак не знает вообще ничего. Его голова абсолютно пуста, у него отсутствуют любые знания о прошлом. У Дурака нет ничего.

Художники, понятное дело, не стали рисовать бесчувственного овоща, но традиционно дурак изображается стоящим на краю пропасти и смело шагающим в нее, при этом он не понимает, что вот-вот упадет.

Раньше дурак часто изображался с приспущенными штанами, по той же причине: он просто не понимал, что у него штаны сползли и все достоинство торчит наружу, а если и понимал, то не понимал, что в этом такого.

Дурак абсолютно открыт (границ-то у него нет, как мы выяснили ранее): он принимает на веру все, что ему говорят, у него нет своего «я», своей воли, он — идеальное пустое место. Дурак, что называется, «идет, куда глаза глядят».

Прямая психологическая аналогия — это сформировавшийся, но еще не родившийся ребенок. Он находится в своей вселенной — матке, и един с ней. В этот момент в сознании ребенка не существует ничего другого, кроме этой вселенной, в которой он находится с которой он составляет единое целое.

Дурак и духовный рост

К каждой карте старших арканов я буду приводить аналоги из современных трендов саморазвития и духовного роста.

С одной стороны — это весело и понятно, гораздо понятней и ближе, например, чем соотвествия из каббалы, с другой дает наглядное представление, как Таро может описать всё.

Есть особый сорт людей, которые стараются принести это детское расслабленное состояние во взрослую жизнь, они любят советовать (себе и другим) мудрые вещи, в духе «расслабься, вселенная — единое целое, она о тебе позаботится». Эти люди взывают как раз к архетипу дурака и к состоянию, которое было у ребенка до рождения.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;(Матфей 18:3)

Но двойственность архетипа — как всегда, на месте. Иногда полезно подурачиться, поверить в чудо, в новые возможности и просто расслабиться, крайнее проявление — это юродивый, человек, который так расслабился, что сам не может натянуть штаны до конца. Вселенная при этом почему-то не спешит натягивать штаны за него.

Поведение дурака может быть либо высшей мудростью, когда ты действительно находишься в матке и в безопасности, либо высшей глупостью.

Дурак — это первый этап развития личности, но, так как развитие идет по спирали, человек возвращается к этому состоянию на более высоких витках развития, состояние единства с миром считается высоким духовным достижением. Чтобы придти к нему на новом витке, надо, как легко догадаться, сделать этот виток до конца.

Есть способ проще: откатиться назад, это называется «инфантилизм».

Толкование дурака

Толкование любой карты во многом зависит от контекста, в котором она находится мы до этого еще дойдем.

Многих поначалу смущает то, что толкование карты может меняться на противоположное, но это совершенно нормально для всех языков.

Контекст часто может быть главнее контента.

Например, фраза «ну да, конечно» может обозначать либо полное согласие, либо полное несогласие.

А «чайник долго остывает» и «чайник долго не остывает» — это одно и то же. К счастью, и в том и в ином случае речь идет о закипании чайника, так что как-то разобраться можно.

Толкование карты зависит от того, в какой позиции в раскладе она находится и от всех остальных карт в раскладе, то же самое, как со словами в предложении, как и в других языках. Мы об этом поговорим, когда дойдем до раскладов.

О двойственности архетипов:

Магом может быть тот, кто обладает особого рода меркурианским мышлением, то есть способностью воспринимать парадокс. В этом контексте Кроули говорил о том, что любое утверждение, которое мы делаем, столь же истинно, как его антитезис, и только тот, кто способен это понять, может быть магом. Таких людей Кроули определял, как имеющих «двойные мозги».

В качестве практики попробуйте полностью отринуть привычку оценивать и просто поиграйте концепциями. Попробуйте найти благо во зле и зло во благе, тьму в свете и свет во тьме. Попробуйте, играя, становится на позицию консерватора и революционера, осознавая, что каждый из них по-своему прав. Помните талмудическую притчу о том, как двое пришли к раввину за судом? Мудрец, выслушав одного, сказал ему: «Ты прав», выслушав другого, сказал: «И ты прав». Когда свидетель возразил, что не могут быть правы оба, он ответил ему просто: «И ты прав».

«Прыжок в бездну вершин». Олег Телемский.

Соотношение архетип — символ — толкование

На примере карты «Дурак» видно, что:

Если представить это все в виде дерева (дерево само по себе является архетипом), то получится вот что:

Традиция перечислять толкования через запятую, выучивать их и применять существовала и всегда будет существовать, над эффективостью подхода «изучать дерево целиком» и «выучивать наизусть его листья» можете подумать сами.

Главная проблема, к слову, состоит в том, что корни уходят в довербальные глубины, то есть туда, где еще нет языка, их невозможно описать словами, их можно только прочувствовать.

Тишина — вот что наставляло древних мудрецов, которые старались расшифровать иероглифическое письмо природы. Дня них каждая форм обретала значение, в простейшем открывались глубочайшие истины. Именно так возникла философская геометрия, которая была столько дорога сердцу Платона. Доказательства и теоремы оперировали абстрактными понятиями, которые были связаны с линиями и фигурами. Точка, крест, круг, треугольник и другие фигуры служили основными предметами для размышлений, которые развивали силу мысли гораздо лучше, чем простое чтение, которым вынужден довольствоваться разум в эпоху книгопечатанья.

Освальд Вирт, «Таро магов».