Курс Таро > Карта «Сила»


Примерное содержание лекции

Ахимса — это обет во многих восточных духовных школах, таких как буддизм, джайнизм, индуизм и йога.

Ахимса, непричинение вреда, состоит в ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом.

В джайнизме — основной обет, из которого вытекают все остальные, в йоге — это первый принцип в яме.

«Яма» (этические ограничения в йоге) включает пять основных принципов (по Йога-сутре Патанджали):

Ахимса — это не только вегетерианство, члены одной из сект джайнизма используют специальные повязки на рот для предотвращения случайного попадания туда живых существ, а передвигаются, подметая метёлкой дорожку перед собой, — чтобы случайно ни на кого не наступить из насекомых.

Мне кажется, это перебор из серии «заставь дурака Богу молиться», либо лицемерие: выходит, все остальные проявления насилия они искоренили, осталось только насилие применительно к насекомым.

В наших краях Ахимса проваливается сразу. Сначала человек про нее узнает — например, увлекается йогой. Потом решает попробовать, потому что звучит заманчиво и логично: никто никому не делает зла — и мир становится прекрасным местом. Человек смотрит вокруг и понимает — вроде, никого за последний год не убивал, ни к чему не принуждал и вообще, глядит человек в зеркало — а оттуда на него смотрит маленькая милая девушка. Ну о каком насилии может идти речь.

Поэтому решает девушка начать с вегетерианства.

Пробует — не получается. Мяса все равно хочется. Мысли о мясе гонит, как греховные, начинает крепиться, брать себя в руки и все такое. Потом срывается и начинает себя корить. Ну или не срывается — терпит.

Это, конечно же, не ахимса, потому что человек совершает насилие над собой. А ахимса — это ненасилие.

У человека есть картинка духовного человека, он в нее не влезает и насильно впихивает, забывая о том, что первым же пунктом идет ненасилие.

У современного европейского человека просто нет других методов — я про это говорил, когда рассказывал о карте «Императрица».

«Мы не можем ждать милости от природы, взять ее — вот наша задача».

Да, часто сложно провести черту между активным мужским изменением мира и насилием, но в последнее время все больше кажется, что насилия в мире могло бы быть и поменьше.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, рассказчиках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью, которые готовы включиться в борьбу, чтобы сделать мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.
Далай Лама

Ненасилие — это не отсутствие насилия и не забивание своей агрессии (кстати, агрессия — это естественная реакция на то, что в окружающем мире что-то не нравится и это хочется изменить), а что-то вместо насилия.

(Иначе самыми духовными людьми были бы те, кто лежит на диване и ничего не делает).

Второй популярный метод после насилия — это манипуляции и обман (поэтому второй принцип в яме — это сатья, правдивость). Так что обман отпадает, и не остается ничего.

На карте Сила традиционно изображена женщина, нежно закрывающая ему пасть (а не разрывающая ему пасть, как может показаться). Очевидно, что тут есть две силы — Лев, который символизирует, помимо всего прочего, «низменные» животные инстинкты и который в любое время может разорвать женщину и сама женщина, которая каким-то чудом до сих пор жива.

Очевидно, что речь идет о силе женщины (иначе там был бы нарисовал только лев), и вот эта сила очень сильно отличается от традиционной силы.

В некоторых плохих колодах таро художники все-таки нарисовали понятный им сюжет силы с использованием льва: какой-нибудь богатырь разрывает-таки льву пасть, показывая, кто тут самый сильный. Это, разумеется, насилие, а не сила — то, о чем мы говорили выше. Богатырь сильнее льва — богатырь насилует льва.

Женщина тоже как-то усмиряет льва, но делает это совершенно без насилия — по крайней мере, мы не видим типичные атрибуты дрессировщика.

Глобальный смысл этой карты, с точки зрения истории, которые рассказывают старшие арканы, состоит в том, что герой истории проходит два пути: сначала он проходит активный путь героя и изменяет мир (начиная с колесницы, до этого он ребенок в семье), набирается опыта воздействия на мир (справедливость), понимает, что в этом мире есть что-то, скрытое от него (отшельник) и получает первое понимание того, что какие-то вещи в жизни идут своим чередом, что бы ни случилось (колесо).

После этого наш солнечный герой закатывается за горизонт, опускается в царство мертвых и проходит вторую часть пути, которая в чем-то перекликается с первой, но это уже пассивный, иньский путь познания мира и себя.

Если первая половина пути проходила под знаком Мага, то вторая, как легко догадаться — под знаком Верховной Жрицы.

В этом плане Сила — карта номер 11 — перекликается с картой номер 1 (и там и там в традиционных изображениях над головой мага и женщины символ бесконечности, например). Сила — это принцип Мага, но смодулированный по-иньски.

Если вспомнить, что любую карту можно рассматривать с позиций внутреннего мира, то внутри каждого из нас сидит животное, нравится нам это или нет, и есть несколько способов с ним жить.

Тот, кто предлагает карта Сила — самый сложный: лев не прячется в клетку, ни убивается, хорошо кормится (судя по всему) и при этом облагорожен цветами и, скорее всего, приносит пользу женщине.

Зверем может быть что угодно — например, у Кроули (это такой известный оккультист-каббалист, заодно и Таролог) в колоде эта карта называется «Вожделением». Что, в общем-то, тоже верно.

Соответственно, если эта сила велика — скажем, к женщине, — то есть три выхода:

Одна из известнейших мифических личностей сумела не только побороть свои дикие порывы, но и трансформировать их в божественную силу: это Дионис.

Дионис был богом хмеля, вина и оргиастических празднеств. Мифы рассказывают, что родился он в греческом городе под названием Семивратные Фивы в Беотии, долго странствовал, а потом вернулся, как певец, в сопровождении целой орды музыкантов и вакханок, собранных по всей Малой Азии, чтобы создать в родных Фивах свой культ. Однако фиванцы не обрадовались появлению новой музыкальной звезды, и поэтому Дионис( и его труппа со всеми своими бубнами, флейтами и песнями разместились за городом, на склоне холма Кифариона. Там-то ему и повезло: увлеченные божественностью певца, женщины из Фив каждую ночь тайком убегали на Кифарион, чтобы, участвовать в празднествах Диониса.

Пенфей, добропорядочный царь города Фив, счел это вопиющим безобразием, и когда Дионис однажды пришел к нему в образе юного знаменитого певца, он тут же велел отправить его в темницу, из которой тот, однако, сумел чудесным образом исчезнуть.

После этого Дионис еще раз явился к царю и сумел так увлечь его рассказами о своих безудержных оргиях, описывая нарушение всех и всяческих табу во всех деталях, что тот, отдавшись на волю своего похотливого воображения, согласился отправиться туда вместе с ним, переодевшись в женское платье, чтобы его никто не узнал по дороге от< города до пристанища вакханок. Прибыв туда, царь спрятался в стволе дерева, чтобы незаметно наблюдать за всеми этими столь лакомыми безобразиями.

Увиденное потрясло его настолько, что он не сумел сдержать себя, и его вожделение было замечено танцующими женщинами.

Приняв его за горного льва-людоеда, они вытащили его из дерева и растерзали на части, а голову насадили на пику и с этим трофеем, танцуя вернулись в город. Лишь там безумие покинуло их. Женщина, несшая пику с головой, была Агава, мать царя, которая лишь тогда с ужасом поняла, что дала растерзать своего сына.

Такие истории наглядно показывают, что принуждать своего внутреннего зверя (наши дикие порывы) к повиновению, подавлять его или убивать лучше и не пытаться. На самом деле мы ровно в той же степени, в какой нам кажется, что мы одолели своего зверя, подвергаемся опасности неожиданно пасть его жертвой. Если бы Пенфей однажды выпустил своего внутреннего зверя на волю, договорился с ним и дал ему жить в определенных границах, то он бы смог примириться с ним и научился бы управлять им. А так он пал жертвой собственной похоти, о которой думал, что подавил ее, но в один прекрасный день она одолела его целиком и полностью.

Хайо Банцхаф, «Таро и путешествие героя»

Сила и духовный рост

Так получилось, что вся карта была рассмотрена с этой позиции. Ахимса!