Курс Таро > Таро как инструмент самопознания


Примерное содержание лекции

Заявленная тема лекций — «Таро как инструмент самопознания», давайте наконец-то поговорим о ней.

Я как-то был на семинаре «Йога и шаманизм» одного известного американского йога, который знаком со Стингом и Мадонной и занимается йогой с 74-ого года. Хотел услышать что-то новое о связи йоги и шаманизма. Все кончилось тем, что йог сказал «Ну, ведь йога и шаманизм — это же одно и то же, кому-то не понятно, у кого-то есть вопросы?».

Вопросов ни у кого не оказалось, даже у меня. После чего начался обычный семинар по йоге. Понятно, что человек не пошел бы на семинар «Йога и шаманизм», если бы не представлял связи одного с другим.

Так вот, Таро — это инструмент самопознания. Вопросов быть не должно.

Но все-таки давайте поговорим об этом.

Рассматривать Таро, как такой инструмент можно, только если мы придерживаемся определенной картины мира.

1. Свобода воли существует и каждый несет ответственность за свою жизнь.

Эти простые аксиомы противоречат подходу, который называется «а что карты советуют сделать?».

Я как-то поделился с одним человеком, который знал, что я занимаюсь Таро, проблемой, не очень большой. В рамках разговора «как у тебя дела?». Человек ответил что-то в духе «А что карты говорят делать?».

Ну, дескать, у меня есть такой простой способ принятия решений, а я мучаюсь чего-то.

На самом деле — если мы верим, в свободу воли и личную ответственность — карты могут прояснить ситуацию, но не снять с человека бремени принимать решение самому.

(Так же работают хорошие психологи — они никогда не «советуют»).

Если ответственность лежит на вас, то никто не знает, что вам хорошо, кроме вас самих. Вы все про себя знаете лучше других, просто не имеете доступ к этому знанию.

В гештальт-терапии очень похожий подход:

Пара моментов абсолютно принципиальна в Гештальте. Один из них – это то, что вы уже знаете все, что вам нужно знать для того, чтобы вести совершенно удовлетворительную и удовлетворяющую, счастливую и эффективную жизнь. Вы имеете это прямо сейчас. В большинстве университетов сейчас читают курсы по межличностным отношениям. Прекрасно, вы уже прошли и проходите наилучшие курсы по межличностным отношениям – вокруг вас. И вы были высоко мотивированы, когда проходили эти курсы. И получали отличные отметки. И не научились применять это. Вот в этот самый момент вы обладаете способностью мгновенно составить представление о людях, которые находятся рядом с вами, знать, чем они важны для вас, в каких отношениях они к вам находятся всеми значимыми для вас способами. Но у вас нет доступа к этому. Вопрос не в том, чтобы искать, где взять все это. Все это у вас уже есть.

...

Гештальт ничему не должен учить. Ничему. Вы уже знаете это. Все, что нам нужно, – это способы разблокировать, отпереть, отпустить.

...

Дело в том (знаете вы об этом или нет), что все есть здесь, прямо сейчас. С одной точки зрения это настолько очевидно, что нечего тратить время на сообщение этого вам, а с другой точки зрения это настолько глубоко, что вы испытали бы сатори, если бы реально обрели это! Все, что только случится с вами, и все, что случалось с вами, все, что может повлиять на вас в будущем, – присутствует прямо сейчас. На небесах нет картотеки, где хранился бы ваш опыт, чтобы высылать его вам вниз по мере надобности. Он здесь. Сейчас.

...

Образно говоря, существует поток сознавания, протекающий все время, поток потенциального сознавания, но полного сознавания. Если только мы можем углубиться в него, то любой ответ, который нам нужен – там. Если вы можете сформулировать вопрос – вы получаете ответ. Вы не можете сформулировать вопроса, на который вы не могли бы получить ответа. Вы можете не знать ответа – можете не иметь непосредственного доступа к нему, – но он там. У индейцев Помо есть поговорка: «То, что человеку нужно, у него уже есть». Если вы можете сформулировать запрос, вы начинаете его осуществлять.

Джон Энрайт, «Гештальт, ведущий к просветлению или пробуждение от кошмара».

2. Проекции работают и являются одним из способов получения доступа к этой информации.

К сожалению, проекции используются не по назначению: они либо обесцениваются, либо возвеличиваются, либо используются, как удобное прикрытие.

Обесценивание и прикрытие — это ситуация, когда один человек говорит другому, что ему тот чем-то не нравится, а человек ему отвечает «Да тебе это во мне не нравится, потому что ты сам такой же!», или даже не «такой же», а просто такой.

В духе — «вот ты видишь во мне плохое, это значит, в тебе плохое, раз ты так хорошо разбираешься в плохом». А я весь белый и пушистый.

Или, как говорят дети, «кто дураком обзывается, тот сам так называется».

Возвеличивание проекции — это мысль о том, что достаточна только внутренняя работа, после совершения которой весь мир станет прекрасным. А так же, что «мысли материальны» и достаточно о чем-то подумать, как оно магическим образом появится во внешнем мире.

Истина, как всегда, где-то посередине.

Очевидно, что у каждого человека есть особенности, которые влияют абсолютно на все — от ситуаций, в которые он попадает и до того, что он видит в других людях.

Это, однако, совершенно не значит, что проекции — это абсолютно субъективная выдумка, психологи склоняются к тому, что

«В тонких проявлениях проекция – это дело избирательной чувствительности. Мы не столько переносим свое чувство в мир, сколько всматриваемся или вслушиваемся в то, что там уже есть, и усиливаем это в восприятии».
Джон Энрайт, «Гештальт, ведущий к просветлению или пробуждение от кошмара».

Если фрейдисты рассматривают проекцию, как что-то, что мешает процессу и создает помехи, то гештальт-терапевты наоборот — используют проекцию в работе.

«Ты проецируешь» – частое замечание в терапии и в инкаунтер-группах. В любом случае на это имеет смысл ответ «Конечно». Переживание собственного чувства или готовности к действию как свойству чего-то или кого-то вовне вполне обычно. Хорошо это или плохо, но мы делаем это постоянно. Мера нездоровья в этом зависит лишь от упорства.

...

Цель этого замечания – предложить использовать этот фундаментальный человеческий процесс в работе вместо того, чтобы терять энергию, противодействуя ему или критикуя его; предложить пойти за ним в качестве упражнения, увеличивающего сознавание и развивающего более живые чувства и восприятия.

...

В терапевтической или инкаунтер-группе я обычно предлагаю это упражнение в паузе или перерыве, предлагая каждому оглядеться вокруг и выбрать объект, который привлечет его. Затем каждый в течение нескольких минут старается отождествиться со своим объектом, то есть говорить нечто, как будто он и есть этот объект: описывать его, но говорить я. Когда я вижу, что большинство остановились (каждый делает это про себя), я предлагаю, чтобы каждый вернулся к упражнению, добавив еще одну-две вещи.

...

Удивительно сильные чувства и значительная вовлеченность развиваются этим упражнением в течение одной-двух минут. Это может происходить даже при группе в несколько сотен человек, встретившихся в первый раз. Например, женщина, отождествившая себя со светильником на потолке, поражается, слыша, как сама она говорит: «Я очень старомодна и обвешена бесполезными украшениями... Мне приходится выдерживать тяжелый груз... И никто мне не помогает. Ближайший светильник далеко, и мне приходится нести мою часть нагрузки в одиночестве». Готовая разразиться слезами, она попросила позволения остановиться здесь, но спустя час смогла рассказать много важного, что с этим связано и много нового, понятного ей относительно ее жизненной ситуации.

...

Когда упражнение выполняется так, что люди один за другим рассказывают свои проекции, часто возникает эффект запаздывания: те, кто слишком долго ждет своей очереди, теряет спонтанность своего выбора. Тогда я часто предлагаю коробку с игрушками, и предлагаю тем, чья очередь подходит, выбрать фигурку и работать с ней. Поскольку они не видят фигурок до того, как придет их очередь осуществить выбор и начать работу, эффект пересказывания уже задуманного исчезает. В коробку может попасть все, что угодно. Мне часто приходится пополнять коробку, потому что люди часто просят подарить им фигурку, которая оказалась особенно значимой.

Различия в реакциях в этом упражнении бесконечны. Моим любимым примером остается ворчливый самокритичный мужчина с игрушечным бизоном. Внезапно, будучи бизоном, он стал сильным и благородным защитником своего стада. Остановившись на минутку, он заметил пластиковый накат на задней ноге и добавил: «Даже мой помет полезен, индейцы сушат его и используют, как топливо!». Женщина, работая с игрушечной гориллой, описывала, какая она сильная, пока не заметила легкую вмятину на спине, тогда она задохнулась от ужаса, проговорив: «Я ранена» и пустилась в интенсивные фантазии о смерти.

Последний пример показывает важное отличие этого метода от большинства техник, связанных с фантазиями и снами. Объект создает определенное подталкивание к областям, которые могли не возникнуть в чистой фантазии.

Когда один человек смотрит на другого, работающего со своим объектом, для него очевидно, что выбор того вполне адекватен, что возможности объекта бесконечны, и что тот опускает некоторые очевидные черты, выбирая нечто весьма особенное, что наблюдающему и в голову не пришло бы заметить. Работающий же совершенно не сознает себя выбирающим, его ведет то, что воспринимается им как действительные объективные качества объекта. Он может сопротивляться проговариванию этого, если это его беспокоит или пугает, но он не видит выбора в видении этого. Субъективное переживание выполняющего эксперимент отождествления можно сравнить с аттракционом вроде санок для катания с гор: севши в них, вы проезжаете все повороты, подъемы и спуски.

Джон Энрайт, «Гештальт, ведущий к просветлению или пробуждение от кошмара».

И еще пара цитат оттуда же:

Когда люди говорят о проекциях, они, мне кажется, имеют в виду, что проецировать – значит помещать некоторые качества из себя в кого-то другого, то есть всякое обвинение автобиографично. Точнее сказать, что я вижу, слышу, чувствую некоторое качество скорее в другом, чем в себе – как я могу поместить его туда? На практике проекция означает повышенную чувствительность к качеству или теме, о которой идет речь.

И еще:

Проекция и восприятие – две стороны одной монеты, неразделимые и проникающие друг в друга, так что иной раз, путаясь, я называю их воспроекцией и проприятием.

Я бы вообще сказал, что восприятие без проекции невозможно: мы проецируем сначала изображение на сетчатку глаза, потом строим копию объекта — то есть его проекцию — у себя в мозгу и воспринимаем уже ее.

(Книга, кстати, очень хорошая, она просто рассказывает про принципы гештальт-терапии, она очень простая для понимания, но не дает советы, как быстро все исправить, как некоторые популярные книги по психологии).

Как легко догадаться (и должно быть уже очевидно), карты Таро и расклады с их использованием — идеальный материал для проекций.

Во-первых, архетипы карт целостны и объемны, это позволяет проецировать на них весь спектр значений, от «плохих» до «хороших». Например, Император является отцовским архетипом, поэтому на него можно спроецировать любого отца или руководителя и при этом еще много места.

Или Иерофант — сам по себе он ни плохой, ни хороший, но, например, феминистки могут увидеть в нем символ мужского господства в культуре, и при этом будут правы: да, в современной культуре действительно есть почва для феминизма, а Иерофант является «переносчиком культуры».

Во-вторых, этих архетипов много, и они стараются так или иначе охватить всю жизнь.

В-третьих, удачный формат — карты с рисунками, к тому же большой выбор колод «на все вкусы» (некоторые люди используют разные колоды, например, для гаданий «на бизнес» и «на личную жизнь» — понятно, почему: какие-то изображения колод больше ассоциируются с чем-то одним, другие — с другим, при этом архетипы везде одинаковые).

Все практические упражнения (в этом курсе) направлены не только на улучшение восприятия Таро — но также на восприятие себя, потому что, как мы выяснили, восприятие и проекции — две стороны одной медали.

Если, например, вы сидите и медитируете на какую-нибудь карту, то эта медитация — ваша, а все, что вы в это время намедитировали — информация к размышлению о вас же.

Если вы вытягиваете три карты и сочиняете историю, то эта история — опять, таки, ваша. Даже ваша колода — ваша, можно посидеть и подумать, почему вы выбрали именно ее.

Когда вы делаете расклад на Таро (для себя), есть простой способ напомнить себе, что вы прежде всего изучаете себя и разбираетесь вашей ситуации с вашей же колокольни.

Когда вы делаете расклад для другого — надо помнить, что вы помогаете ему разобраться в себе, а не говорите, что делать — и даже не обладаете таким знанием.

Хороший способ избавиться от подхода «карты говорят» — это отнестись к картам не так, как будто они вам что-то отвечают, а так, как будто они вас о чем-то спрашивают.

Скажем, выпадение Смерти в раскладе не всегда является предостережением, «карты говорят, что в вашей жизни что-то заканчивается».

Иногда полезней это переформулировать в духе «что именно в вашей жизни заканчивается?» и адресовать этот вопрос самому себе.

По сути, информация и там и там одинаковая: Смерть, как архетип конца, нюанс в том, что во втором случае совершенно очевидно, что право выбора остается за вами и вы сами сообщаете себе же, что в вашей жизни отмирает.

В первом случае происходит все то же самое, кроме случаев, когда человек всеми силами хочет спихнуть ответственность на карты. То есть, и в первом случае вы, когда слышите, что в вашей жизни что-то заканчивается, вы начинаете искать, что именно.

Гадание — это поиск персонального смысла, при этом совершенно не важно, что «а на самом деле все не так» — нет никакого «на самом деле».

Если вам выпало, скажем, Солнце, то не имеется ввиду конкретная звезда, какой является Солнце «на самом деле», а речь идет о символе, а толкование символа — вещь всегда субъективная.

Чтобы избежать собственных проекций, когда гадаешь другому, нужны две вещи: во-первых, хорошо знать себя, чтобы видеть свои проекции, во-вторых — помогать человеку вести диалог с самим собой, а не выдавать ему свой монолог, быть хорошим посредником и переводчиком.