Курс Таро > «Отшельник» и девятки


Примерное содержание лекции

Девятка завершает цикл в Таро и символизирует собранность перед переходов на новый уровень. Это число стоит на пороге, будучи последним однозначным числом, а десятка — уже начало нового цикла, первое двухзначное число, состоящее из единицы и нуля.

Карта номер 9 в Таро — это Отшельник.

Он завершает первый цикл в Таро, несмотря на то, что старших арканов еще с десяток.

Отшельник — это архетип старого мудреца. Он побыл героем (Колесница) и познал этот мир разумом (Справедливость) и теперь уединяется, чтобы познать самого себя.

Он отказывается от мира, но это единственный выход: мы познаем все, как дуальность, чтобы понять, кем ты являешься, надо сначала понять, кем ты не являешься, а самый простой способ это сделать — это ограничить себя от влияний внешнего мира.

Все, что останется в итоге — это ты сам.

Никакого суждения и деления на плохое и хорошее тут нет, отшельник уходит от чего-то и отказывается от чего-то не потому, что это плохое, а только потому, что ему нужна тишина и полная замкнутость в себе (которую символизирует его одеяние укрывающее его с головы до ног), чтобы понять, кто же ты на самом деле.

Его отказ — это не жертва, как в карте «Повешанный», его отказ — это метод.

Отшельник (если карта указывает на человека) тоже может являться духовным учителем, но в отличие от Иерофанта, у которого есть готовые ответы, Отшельник может лишь вдохновить своим примером, потому что он является символом внутреннего поиска себя. Отшельник — как духовный учитель — может только показать, что свет есть.

Фонарь Отшельника подобен маяку на горной вершине. Следовательно, Отшельник не является, как утверждал Кур де Жебелен, мудрецом в поисках истины и справедливости; не является он и неким особым примером опыта, как гласит позднейшее толкование. Его маяк наводит на мысль: «Там, где сейчас я, можешь быть и ты».
Артур Уэйт, «Иллюстрированный ключ к Таро»

У Отшельника нет готовых ответов: он не является мудрецом в поисках, но является поиском.

Исторической личностью, олицетворяющей архетип мудрого старца, является Фалес Милетский, философ, живший в VI веке до нашей эры. Греки называли его первым в числе своих семи мудрецов. До нас дошли два его высказывания, вполне характерные для Отшельника. На вопрос о том, что труднее всего на свете, он дал глубокомысленный ответ: «познать самого себя». А на последовавший за этим вопрос, что же тогда самое легкое, он — вероятнее всего, с улыбкой — ответил: «давать советы другим». Хайо Банцхаф, «Таро и путешествие героя»

Отшельник, впрочем, является архетипом мудрого старца тоже, что бы там ни говорил Уэйт, но не надо забывать, что он при этом отшельник, то есть общение с внешним миром ему не нужно, так что вытрясти из него мудрость не так-то и легко.

Отшельник и духовный рост

В индустрии духовного роста Отшельников не найти, на то они и отшельники.

Почти все современные популярные духовные учителя уже не являются отшельниками по определению. Даже если и были ими раньше.

Сначала они сами добрели с фонарем до какой-то мудрости, после чего вышли с этой мудростью в люди и красочно описывают то место, в котором они оказались.

Вместо тусклого фонаря ставят там прожекторы и устраивают световое шоу. «Там, где сейчас я, можешь быть и ты» в этом случае приобретает значение не «в поиске, осторожно идущим в темноте с тусклым фонарем», а «в клевом месте, где светло, тепло и духовно».

В этом плане стать и побыть какое-то время Отшельником — индивидуальное дело каждого.

Как сказал один наставник дзэна, «Я действительно ничего не могу поведать тебе. Если бы я попробовал это сделать, ты поднял бы меня на смех. Все, что я мог бы тебе сказать, принадлежит лишь мне, и оно никогда не смогло бы стать твоим».

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.

Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима. Ни одного человека нельзя приравнять к другому, как и ни одну судьбу нельзя сравнить с другой, и ни одна ситуация в точности не повторяется — каждая призывает человека к иному образу действий. Конкретная ситуация требует от него то действовать и пытаться активно формировать свою судьбу, то воспользоваться шансом реализовать в переживании (например, наслаждении) ценностные возможности, то просто принять свою судьбу. И каждая ситуация остается единственной, уникальной и в этой своей уникальности и конкретности допускает один ответ на вопрос — правильный. И коль скоро судьба возложила на человека страдания, он должен увидеть в этих страданиях, в способности перенести их свою неповторимую задачу. Он должен осознать уникальность своего страдания — ведь во всей Вселенной нет ничего подобного; никто не может лишить его этих страданий, никто не может испытать их вместо него. Однако в том, как тот, кому дана эта судьба, вынесет свое страдание, заключается уникальная возможность неповторимого подвига.

Франкл Виктор. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере.


Девятки

Девятки являются завершением цикла и обозначают как правило «все, что вы хотели получить от масти».

Ну или может быть не хотели, но получили, «много проявлений этой масти».

Девятка мечей

Как мы уже неоднократно заметили, разглядывая масть мечей, все проблемы — от головы.

Вообще, конечно, именно мечам досталось много негативных карт, умным быть вредно, а чистый разум, не подкрепленный ничем — штука довольно странная.

Девятка мечей — это уход в себя, используя только разум. То есть — самокопание и самоанализ. Любимое для этого время — ночь. Как и в случае с Отшельником, это время тишины, но если Отшельник делает это добровольно, то мало кто добровольно не спит по ночам.

Как и некоторые другие карты масти мечей (например, тройку) эту карту толкуют, как эмоции — но на самом деле эмоции — это результат неправильного применения мечей.

Часто моделирование ситуации в голове (а ум занимается именно этим — моделированием) не имеет ничего общего с реальной ситуацией, а даже если имеет, то всегда надо помнить, что она — просто проекция в голове.

«Ты слишком много думаешь», — это про девятку мечей.

Девятка посохов

То, что человек получает в результате борьбы — это девятка посохов.

Не важно, за что он боролся — в стихии посохов он получает не это. Допустим, он боролся ради бабла, а бабло — это пентакли.

Если же брать чистую стихию огня, борьбу ради борьбы, творчество ради творчества, — то что бы ни случилось, в конечном итоге человек получает почетное звание ветерана и внутреннюю выносливость.

У такого положения есть плюсы: это опыт, знание своих сил и уверенность в них.

У такого положения есть минусы: ветераны держатся особняком. (Мы не рассматриваем ветеранов войны, которых вместе объединяет не борьба, а ужасы войны, тут, скорее, одиночество великих творцов, которым не с кем и не о чем разговаривать).

Девятка кубков

Полное удовлетворение всем. Просто счастье.

Все горести достались мечам, шишки — посохам. Здесь же просто — много чувств (а чувства по умолчанию — хорошие, мы это выяснили в двойке чаш).

Удовлетворение на всех возможных уровнях.

Девятка пентаклей

Девятки обозначают «все, что вы хотели получить от масти».

Поэтому девятка пентаклей — это простая человеческая роскошь.