Курс Таро > Иерофант и пентаграмма
Примерное содержание лекции
Чтобы понять Иерофанта, нам надо ответить на один простой вопрос: чем люди отличаются от животных?
[в этом месте подразумевается, что аудитория пытается ответить на него]
[и не ответит]
Пятерку можно толковать по-разному:
Как 2+3, тогда это будет история о том, как двойственность стремится к целостности, и как 4+1, тогда это материальный мир (4), над которым властен дух.
Пятерка — это символ пентаграммы, его все должны знать. Наизусть.
Внизу (в ногах) земля огонь, вверху (в руках) воздух и вода.
дух
воздух | вода
--------------
земля | огонь
Если вписать в пентаграмму человека, голова при этом будет в верхнем луче, там же, где дух, то получим изображение микрокосма (то есть человека, как вселенной в миниатюре): где-то там внизу материальный мир и мир стихий, а дух тянется наверх.
Перевернутая пентаграмма в этом случае — это 1+4, когда плоть властвует над духом. В том числе и поэтому перевернутая пентаграмма является символом Дьявола. (Мы подробней поговорим об этом, когда дойдем до карты «Дьявол»).
Люди отличаются от животных тем, что они могут сами, силой духа, подавить в себе плотское. Люди способны управлять собственными инстинктами ради чего-то, находящегося за пределами материального мира, животные — нет.
Человек отличается от животного тем, что человек может контролировать свое животное начало (а животное так сделать не может «по определению», у него кроме этого начала больше ничего и нет).
Я, конечно, свел ответ к полной бессмыслице, в духе «человек отличается от животного тем, что он не животное», по крайней мере, так может показаться.
Давайте скажем, что человек отличается от животных духом и пойдем искать, что же такое этот дух.
Могу дать два объяснения на выбор: простое, понятное, ничего не объясняющее и сложное, длинное и делающее вид, что что-то объясняет.
Есть такая линия детских гигиенических товаров, называется «Ушастый Нянь» — шампунь, стиральный порошок для детских вещей, мыло и подобное. На упаковке всегда написан их слоган — «Потому что в доме ребенок». Я каждый раз ломаю голову, на что они пытаются ответить, какое сообщение до меня донести.
- Дорогая, почему у нас дома Ушастый Нянь?
- Потому что в доме ребенок.
- Да ну? Вот же ежкин кот!
Первое объяснение звучит, как «потому что на небесах Бог». Человек в силу своей природы стремиться к духовному росту, благости и святости, то есть туда, наверх. Поэтому принцип торжества духа над материей в данном случае — это превосходство божьего над человеческим.
Пятая карта — Иерофант, то есть духовный служитель, который является официальным представителем Бога на земле, что-то типа церковного папы.
Некоторые колоды называют Верховную Жрицу «Папессой», а Иерофанта — «Папой», что в свете этого объяснения совершенно правильно, а в свете следующего — нет.
Второе объяснение чуть сложнее.
На каком-то этапе развития человечества — это было очень давно, на границе между человеком и зверем — люди стали понимать, что биологических механизмов им не хватает для выживания в среде себе подобных. Сначала человек как-то худо-бедно разобрался со внешним миром — изобрел инструменты, например, научился коллективно охотиться (для чего, по одной из версий и изобрел язык — чтобы координированно загонять мамонта).
Но тут-то вдруг и оказалось, что самый страшный зверь — это сам человек. Биологическая эволюция отстала от эволюции — я не побоюсь этого слова — духовной.
В качестве примера того, какие люди на самом деле нехорошие, любят приводить пример, в духе «ни один вид животных не убивает себе подобных в таких количествах, как это делает человек». Я не думаю, что у человека есть какой-то особый инстинкт убийства, скорее наоборот.
Таким инстинктом и умением его тормозить по отношению к собственному виду обладают хищники, потому что природа наделила их инструментами убийства в виде зубов и когтей. У людей ничего такого не было, поэтому природа не озаботилась встроить в человека «тормоза».
Одному человеку убить другого голыми руками, без использования инструментов, очень тяжело (при этом единоборства тоже, несомненно, являются инструментами). Но как-то внезапно у людей появились внешние инструменты, а тормозов-то нет.
Человек начал компенсировать это в том же направлении, в каком развивался — в направлении духа.
Стали появляться табу: запрет на убийство внутри племени, запрет на инцест, на каннибализм. Со временем эти табу эволюционировали и превратились в то, что называется моралью: набор правил поведения в обществе, который исправляет инстинкты.
Очевидно, что заповедь «не убий» есть, а заповеди «кушай еду» нет — потому что с едой-то как раз все в порядке.
Мораль стала внешним, не биологическим инструментом выживания группы и слилась с религией. Религии — если из них вычеркнуть Бога (вдруг его нет!) — это просто набор моральных правил.
Как пример можно взять конфуцианство — это этическое учение, где упор делается на этику и как-то стороной обходят Бога.
Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.
(википедия)
Но это мы далеко забежали, давайте вернемся в те времена, когда религии еще не было.
Почти повсеместно существовал обряд инициации, превращающий не-человека в человека. Ребенка не считали полноправным членом общества, например, слово «отрок» происходит от православного *оt(ъ)-rokъ, «не имеющий права говорить».
В ходе обряда ребенок подвергался нечеловеческим мучениям, после чего его он признавался членом общества и заодно получал кое-какие знания. Все эти мучения с одной стороны должны были вызвать переживания смерти, чтобы ребенок понял, что веселая жизнь кончилась, умер, как ребенок и родился, как взрослый человек.
С другой стороны, эти «нечеловеческие» мучения больше нигде не наблюдаются у животных, и цель инициации — все это вынести, как настоящий человек. Доказав тем самым превосходство духа над материей и став членом группы.
Что случается с теми, кто не прошел инициацию, история скромно умалчивает.
Постепенно общество стало более гуманным, настоящая инициация заменилась обрядами, ее имитирующими. В Древнем Египте обрезание совершалось в 14 лет, у современных евреев — на восьмой день жизни, когда ребенок еще ничего не понимает.
Инициация перешла на более высшую ступень, перестала быть пропуском к людям и стала пропуском к Богу.
Так вот, Иерофант — это старший пожизненный жрец при Элевсинских таинствах, а Элевсинские таинства — это, в свою очередь, обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции.
Это греческое слово переводится как «тот, кто обучает священным вещам» (hieros = священный, phantes = обучающий).
Толкование карты
Групповая мораль, все общественные институты, интересы групп, традиции. Например, Иерофант может обозначать брак — как общественный институт.
Человек, представляющий эти интересы и традиции, либо обучающий им. В этом плане называть Иерофанта «Папой» вполне правомерно.
Иерофант может символизировать столкновение общественного и индивидуального: во время инициации никто персонально не желает бедному мальчику зла, просто так принято в группе. И, чисто теоретически, у мальчика есть выбор — я или группа. Он может отказаться, но тогда его изгонят.
Эволюция человечества свидетельствует о том, что за исключением ряда примитивных обществ социум строится по принципу управления и эксплуатации большинства его членов незначительным меньшинством. Управление большинством осуществляется посредством применения силы, однако одного этого фактора недостаточно. Сознание большинства должно быть заполнено в основном вымыслами и заблуждениями, в результате чего оно по собственной воле соглашается подчиняться меньшинству. Тем не менее ложный характер представлений человека о самом себе, других индивидах, социуме и т. д. зависит не только от этих обстоятельств. Подмена общечеловеческих постулатов интересами социума, происходящая в любом обществе, обусловлена попыткой (и, как правило, достижением) сохранения структуры, приобретенной этим обществом в процессе эволюции. При этом возникающее противоречие порождает в таком обществе внутренний конфликт: расхождения между интересами человека и социума скрываются на общественном уровне под покровом всевозможных вымыслов и ложных посылов.
«Дзэн-буддизм и психоанализ», Эрих Фромм
Обратные стороны Иерофанта понятны, их наглядно видно в традиционных обществах, в которых сохранение традиций является более высокой ценностью, чем развитие.
Обратная сторона обратной стороны — это полная аморальность. Лжепророки — это тоже Иерофанты, никто же не говорит, что Иерофант представляет интересы только правильной группы.
Иерофант — это индивидуальный выбор перед лицом группы. Его можешь сделать ты, а может группа сделать за тебя.
Идеальная цитата про принцип Иерофанта, в которой прекрасно все — и содержание, и автор:
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
В.И. Ленин, из статьи «Партийная организация и партийная литература».
Практика
Например, приходит женщина с несчастным браком, спрашивает, почему брак несчастный, но муж даже не заикается о разводе. Вы решаете сделать расклад из одной карты (потому что другой не умеете), хотя за точность этого расклада ручаться тяжело. Выпадает Иерофант. Что это может символизировать?
Иерофант и духовный рост
В области духовного роста архетип Иерофанта проявляется в виде всевозможных Гуру.
Каждый гуру находится в рамках определенной традиции и из этих рамок проповедует.
Проблематика понятна: на каждого нормального гуру приходится 99 лже-гуру.
Всегда надо помнить, что гуру представляет чьи-то интересы, а не ваши. Если эти интересы совпадают, то это прекрасно. Скажем, человек занялся йогой, она изменила ему жизнь, теперь он хочет отплатить йоге и становится учителем. Тогда он представляет интересы эгрегора йоги, и это лучший вариант для вас, как ученика.
Или, например, человек занимается йогой и ему надо показать всем, какой он прекрасный и чего он достиг — и он набирает учеников.
Не верьте ничему, независимо от того, где вы это прочитали, или кто это сказал, даже если это сказал я, если это не согласуется с вашим собственным рассудком и вашим собственным здравым смыслом.
Будда