Курс Таро > Нумерология, история Таро, выбор колоды


Примерное содержание лекции

Пара слов о нумерологии

Все карты Таро пронумерованы, и это неспроста. Чтобы понимать, зачем это и что обозначает, надо хотя бы приблизительно понимать суть нумерологии. И это не сложно.

У чисел есть два способа применения.

Количественный

Первый — это использование их для счета. В этом случае числа имеют просто количественную характеристику.

В древности, когда чисел еще не было, для этого же использовались, например палочки. У нас есть пять лошадей, мы берем столько же палочек и кладем в карман, после чего, когда нам надо знать количество лошадей, мы вытаскиваем палочки и смотрим.

В этом случае мы не рассматриваем числа отдельно, мы рассматриваем ряд чисел и его свойства. Главное свойство — это его упорядоченность и то, что числа идут одно за другим. Это очень удобно для счета: мы всегда знаем, что если к одному числу прибавить единицу, мы получим следующее число, и исключений из этого правила нет.

То есть, грубо говоря, все использование чисел сводилось к тому, что 1 + 1 = 2, 2 + 1 = 3 — и так далее. При этом понятно, что вычитание — это тоже самое, но наоборот, а деление и умножение — производное от сложения и вычитания.

Качественный

Второй — это использование свойств отдельных чисел.

Этот способ появился почти сразу, когда люди перестали использовать палочки и начали использовать числа, но постепенно первый способ победил.

Люди обратили внимание на то, что числа не равны по своим свойствам.

Например, единица — первое число, больше первых чисел нет.

Двойка — число, которое обозначает «поровну», и тут же оказывается, что половина чисел является четными, то есть делятся на два, а половина — нет.

Здесь же подключается геометрия, и должно быть совершенно очевидно, почему именно Пифагор с одной стороны так много сделал для геометрии, с другой — известен своими нумерологическими изысканиями.

Например, двойка — это количество точек, необходимое для построение прямой, а прямой можно разделить плоскость на две части, поэтому двойка ассоциируется с делением. Из трех точек можно построить треугольник, а из четырех — пирамиду, первый «объемный объект». Поэтому четверка ассоциируется с материальным, трехмерным миром.

С точки зрения счета — цитирую — «4 — натуральное число между 3 и 5».

Очевидно, что первые представления о «тайной» природе чисел люди получили, просто рисуя нужное количество точек и пытаясь как-то с ним оперировать, как с абстракциями.

Например, четные числа воспринимаются, как иньские: четное количество точек проще всего нарисовать симметрично, они просто на это «напрашиваются», тогда узор будет смотреться законченным. Нечетное нарисовать симметрично сложнее, оно чаще всего будет складываться в узор, который хочется дорисовать, добавив одну точку — поэтому нечетные числа воспринимаются, как яньские, вот из-за этого «хочется дорисовать».

Последовательность чисел в этом случае воспринимается, не как безликая масса, а как некий вселенский ритм.

Даже если брать нечетные и четные, их уже можно сравнить с вдохом и выдохом.

Слова «арифметика» и «ритм» являются однокоренными.

В книге Марии-Луизы фон Франц «Прорицание и синхрония» есть хороший пример в виде легенды.

11 китайских генералов должны были принять решение, атаковать или отступать. Собрали совет и выяснилось, что их мнения расходится. Тогда они стали голосовать. В результате выяснилось, что три генерала — за наступление, а восемь — за отступление.

После этого они еще немного посовещались и решили наступать. Почему? Потому, что три — это число единогласия.

Для современного западного сознания история может выглядеть совершенно бредовой. Но если предположить, что они голосовали не с целью выяснить мнение большинства и не считают, что большинство всегда право, тогда это несколько меняет дело.

Например, восемь генералов, которые были за отступление, использовали результаты голосования, как повод заглянуть в себя (то есть, фактически, как гадание) и пересмотрели свои позиции.

Итого: можно сказать, что нумерология изучает свойства отдельных чисел, даже если они не являются строго математическими, а получены с помощью ассоциаций и аналогий (а математика изучает не отдельные числа, а числовые ряды).

Возраст и происхождение Таро

Никто не знает точно, но первые дошедшие до нас колоды — это примерно 15-ый век, Европа. То есть, совсем недавно.

Есть, конечно, гипотеза, что Таро пошло аж из Древнего Египта, эта гипотеза должна добавить Таро «крутизны», но я считаю это совершенно лишним. Несмотря на то, что Таро — довольно молодая система, символы, которые используются в ней, очень старые, старее, чем какой-то там Египет.

Например, карта номер 19, «Солнце».

Сядьте поудобней, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе Солнце, при этом забудьте все, что знаете о нем из школьного курса. Представьте его в вашей жизни. Например, вы идете по полю в полдень. Над вами — Солнце. Что вы в данный момент чувствуете? Забудьте обо всем, походите по полю, посидите минуту и прислушайтесь к своим ощущениям.

[...]

Какое в итоге у вас получилось Солнце? Наверняка клевое, теплое, доброе, расслабляющее и стабильное (еще ни разу не было такого, чтобы оно не взошло). Наверняка — несущее жизнь. Может быть, кто-то вспомнил детство.

Это — примерно то, чему древние — якобы примитивные — люди поклонялись в качестве первого божества. Ну, мы все знаем, что Солнцу начали поклоняться в первую очередь. Так вот, они поклонялись именно этим ощущениям, источнику этих ощущений. То, что это всего лишь обычная звезда, огненный шар в небе, их не интересовало.

Понятно, что утеря этих чувств — это проблема современной цивилизации. То есть, с одной стороны можно смеяться над древними людьми, которые считали Солнце богом, но при этом говорить, например, «Солнце, Воздух и Вода — наши лучшие друзья».

Все те ощущения, которые вы сейчас получили от Солнца, скорее всего так или иначе отражены в значении карты «Солнце» в Таро. Вместо того, чтобы закрывать глаза и представлять себе Солнце, с таким успехом можно было бы взять карту и помедитировать на нее.

Есть такой способ изучения и использования Таро, когда человек просто смотрит на картинки и только на основании их вычисляет значения карт.

В целом, я считаю этот способ профанацией, так как в таком случае можно использовать просто любые картинки или даже чернильные пятна, а Таро, все-таки, нечто большее, чем просто это. Люди туда вкладывали свои значения, причем не только художники, которые это все рисовали.

Кроме того, с Солнцем все просто, потому что она — самая яркая карта, во всех смыслах (Солнце светит).

Если мы возьмем такие карты, как, например, «Смерть» или «Дьявол», то самые первые ассоциации и ощущения не будут совпадать с каноническими значениями этих карт. Карты «Смерть» и «Дьявол» могут обозначать — и часто обозначают — совершенно прекрасные вещи.

В том, что касается символизма, самые старые варианты Таро отнюдь не являлись самыми совершенными, их символы еще не устоялись, поиск еще не завершен. Потребовалось много поколений художников и копировальщиков, чтобы появилось нынешнее Таро, в котором все элементы несут в себе определенные значения, гармонично согласующиеся между собой. Некоторые рисовальщики, наделенные своего рода природным чутьем на символы, привнесли в свои репродукции удачные детали, которые в последствии были сохранены, другие же, поддавшись воображению, которое не хотело подчиняться скрытым указаниям традиции, только исказили оригинал. Ходя подобные отклонения происходили все время, они не привели к значительным искажениям, поскольку необъяснимый, но верный инстинкт всегда выводил самых искусных рисовальщиков на правильный пусть чистого символизма. Таким образом, Таро представляет собой анонимное наследие, гениальный результат совместного творчества многих скромных художников, которые с простодушным вдохновением копировали друг друга и, сами того не осознавая, сотворили чудо.
 — «Таро Магов», Освальд Вирт

Этот процесс происходит и сейчас, стоит только посмотреть на кучи разных колод Таро. К несчастью, сейчас этот процесс только ухудшился, потому что раньше колоды тиражировали вручную, поэтому перед тем, как копировать откровенную ерунду, люди задумывались, хотят ли они тратить на это свои силы. Сейчас во время массовой печати любой может создать свою колоду Таро и растиражировать ее.

Поэтому плохих колод Таро очень много.

Я советую выбирать колоду так: выбирать две колоды. Первая — колода Райдера-Уэйта, которую иметь обязательно, как наиболее классическую и традиционную. Вторую — ту, которая больше нравится именно вам. Можно посмотреть картинки карт в интернете и выбрать. Две колоды лучше одной, потому что можно сравнивать их между собой. Классическая колода хороша тем, что возвращает нас в русло традиции, а традиции — это очень хорошо на этапе обучения. Когда традиции усвоены, можно бросаться во всякую ересь.