Курс Таро > «Верховная жрица» и двойки


Примерное содержание лекции

Без различения противоположностей не существует сознания (Юнг).

Дурак был нулем (мы его не рассматриваем), Маг — единицей.

Следующая карта — «Верховная жрица» — проявляет себя, как архетип двойки.

С появлением двойки единица теряет особое положение, и мы можем ее с чем-то сравнить.

Крайняя степень сравнения — это деление на плохое и хорошее, дуальность и раскол, мухи и котлеты.

Именно принцип дуальности является основой нашего сознания. Высказывание «истина познается в сравнении» является бесконечно верным, потому что в сравнении познается не только истина, а вообще всё.

Тебе может быть, например, «жарко» только когда ты знаешь, что бывает не только жарко, но и холодно. Если бы температура в мире всегда была бы постоянной, скажем, +23 градуса, и при этом каким-нибудь невообразимым образом ее нельзя было бы никак изменить, то у нас не только бы не было слов «жарко» и «холодно», мы вообще, скорее всего, не подозревали бы о существовании такой вещи, как температура.

Как бы выглядел прибор для ее измерения? Градусник, который всегда показывает «+23»? Как мы были бы уверены, что это не шарлатанство?

«Без различения противоположностей не существует сознания», — писал Юнг.

Впрочем, вот пример попроще: если бы не существовало два пола, например, был бы только мужской пол, то не было бы «мужчины» — был бы, конечно, «человек», но понятие «мужчина» нельзя было помыслить. То, что «человек» является синонимом слово «мужчина» в некоторых языках навевает на интересные размышления.

Жрица представляет собой принцип дуальности (поэтому часто изображается сидящей между двумя колоннами — белой и черной), и является дуалом Мага, его тенью (тень — не значит, что это «что-то плохое», отбрасывать тень — естественное состояние тела), поэтому в изображениях Жрицы часто присутствуют занавески, показывая, что есть «закулисье». Часто в руках у нее свиток или книга, как символ тайный знаний.

(Так же в изображении Жрицы популярен мотив Луны, как образ всего тайного и как пропивопоставление Солнцу, но об этом мы поговорм, когда дойдем до карт «Луна» и «Солнце»).

Раз мы говорим об обратной стороне вещей, есть прекрасная новая колода Таро, которая называется Tarot of the New Vision (Таро Нью Виж).

(В примерах карт эта колода — вторая по счету).

Создатели этой колоды сделали маленький, но абсолютно гениальный шаг (потому что «дьявол — в деталях»): они взяли стандартую символику Таро Уэйта, нарисовали все карты традиционно, но спины. Это позволило им показать обратную сторону карты, а так же добавить некоторые элементы — то, что не влезло в стандартную символику, но так или иначе подразумевается все равно.

Конечно, они тут же стали заложником своего же подхода, потому что, во-первых, обязаны рисовать изнанку каждой карты и во-вторых, любое дополнение является пояснением, а любое пояснение сужает смысл.

Карты стали более подробными, но их значения — иногда более узкими по смыслу.

Тем не менее, колода несомненно гениальная и очень сильно помогает в процессе обучения и понимания Таро, если сравнивать ее со стандартной Уэйтовского колодой, можно узнать много нового и интересного.

В колоде Нью Вижн, например, видно, что находится по ту сторону занавески у Жрицы: там сидит мудрость, в виде совы. При этом мудрости со стороны черной колонны поклоняется монахиня в белом, а со стороны белой — монахиня в черном, что отсылает нас к затасканному «восточному» знаку иня и яня, где в ине есть маленький кусочек яня и наоборот, и лишний раз указывает на дуальность Жрицы.

К слову о дуальности, к авторскими колодам Таро я испытываю двойственные чувства: с одной стороны, я их очень люблю: моя первая колода была авторской, а колоду Уэйта я к своему стыду так и не купил. Все-таки, живая традиция — это хорошо. С другой стороны, «незнание знаков не освобождает от ответственности»: я, например, видел колоду, в которой у Жрицы была нарисована традиционная занавеска сзади, но в виде тряпочки, натянутой на стене.

Если истолковать этот символ, то получится, что «а за Жрицей-то ничего нет, просто стена».

Все оккультные науки (включая Таро) тоже попадают в архетип Жрицы, другое название Жрицы вполне могло бы быть «ведьма» (от слова «ведать», как нам всем ведомо), так как она обладает тайными знаниями.

То есть, изображение в колоде Таро Жрицы с занавеской, за которой ничего нет, дает нам ясный сигнал: «нет ничего в этом вашем Таро». Ну, или если не обобщать, это «эта колода — плохая».

Ирония!

Говоря об архетипах Таро, мы говорим, что они целостны, но все равно обсуждаем их «обратные» или «плохие» стороны, и от этого просто никуда не деться — в этом тоже проявляется архетип Жрицы.

Жрица и духовный рост

Если Маг — это осознанность, то Жрица — это изнанка осознанности, то, что нельзя осознать. (Противоположность осознанности — это неосозанность дурака, а вот изнака осознанности — это Жрица).

Ближайший аналог — это «подсознание».

Применительно к духовному росту Жрица так же символизирует отношение к дуальности: считается, что все духовно развитые люди понимают, что в этом мире нет ни плохого ни хорошего, и все едино. Моя любимая фраза на этот счет «оценочные суждения — это плохо» (так же можно вспомнить анекдот «Я стал буддистом и теперь все у меня никак»).

Взять и избавиться от дуальности, как основы восприятия, нельзя. Можно только утончать свое восприятие, чтобы в мире все было не черно-белым, а с кучей оттенков.

Толкование Жрицы

Жрица призывает к глубинному пониманию двойственности всех вещей, которое нельзя достичь с помощью анализа разумом (как мы помним, из масти мечей, «анализ» — это разделение, а мы-то хотим ровно обратное), поэтому традиционно жрица толкуется, как «интуиция».

Еще одно распространенное толкование — это «внутренний голос». Психологически так оно и есть: всегда есть явные мотивы поведения, а есть скрытые. Скрытые можно вытащить наружу, применяя техники, которые подразумевают молчание внешнего голоса и созерцание — до тех пор, пока этот внутренний голос не проснется. Например, медитации.

Жрица призывает слушать интуицию и осознавать свою двойственность.

Психологическое правило гласит: когда внутренняя ситуация не осознается, она воспринимается как происходящая вовне, в обезличенном образе судьбы. Иначе говоря, когда индивид остается неразделенным и не осознает свою внутреннюю противоположность, сам мир должен волей-неволей отыграть этот конфликт и ворваться в противоположную половину  — все тот же Юнг

Двойки

Теперь вернемся к младшим арканам.

Следует сказать, что картинки на младших арканах появились совсем недавно, буквально в начале 20 века (!), а до этого карта обозначалась просто мастью и достоинством, и при этом значение карты можно было вывести из этого.

Потом появились картинки, у картинок есть плюсы и минусы.

Плюсы — в том, что картинки очень образны и поэтому обращаются напрямую к правому полушарию.

Минусы — в том, что значение карты все равно больше, чем конкретная картинка, если ориентироваться только на изображения, то это сужает смысл карты.

Мы же с вами будем пробовать выводить значения из масти и достоинства, а потом сравнивать их с изображениями.

Двойки в младших арканах тоже проявляют архетип двойки, но каждая по-своему, в зависимости от стихии.

Двойка мечей

Двойка мечей — это две идеи или две любые ментальные конструкции, например, два мировоззрения. Они равноправны, потому что двойка — это две равные (но разные) единицы.

Две разные идеи уживаются довольно редко, каждая стремиться проверить другую на прочность, разрезав ее (что характерно для мечей).

Получаем красивый образ двух перекрещенных мечей, в реальном мире этот архетип реализуется обычно в виде «холодной войны» или «оппозиции».

Никаких реальных действий пока не применяется, двойка — это еще не ситнез (синтез — это тройка), к тому же боевые действия без привлечения жезлов выглядят неубедительно.

Так как синтеза не происходит, двойка мечей — это статичная конструкция, каждый стоит на своем и не хочет слушать оппонента.

Традиционно двойка мечей изображается, как женщина с повязкой на глазах, держащая два перекрещенных меча, часто она делает это ночью, при свете луны (как будто повязки мало).

Любая карта Таро может обозначать как что-то внутри вас, так и что-то снаружи, одно и то же противостояние может быть как внутри собственной души, так и проецироваться на врагов.

У женщины нет внешних врагов, но есть две идеи, но она не хочет посмотреть правде в глаза и выбрать одну.

Обратная сторона: этот же архетип развивается не в холодную войну, а в холодый мир, при достаточном уровне развития обоих сторон.

Двойка жезлов

Двойка жезлов отражает ситуацию, когда встречаются два творческих импульса, как извне, так и внутри человека.

Вместо того, чтобы друг друга гасить, жезлы, относящиеся к стихии огня, начинают друг друга «зажигать».

Например, это тот этап, когда встречаются два творческих человека, и при этом и у того и у другого чешутся руки что-то сделать. Оба человека чувствуют, что взаимный творческий порыв может быть полезен, но при этом стараются не допустить ситуации, когда один пожар тушат другим (есть такой способ, когда навстречу пожару специально выжигают участок земли, и когда пожар до нее доходит, он гаснет, так как ему не хватает пищи) или ситуации «наламывания дров».

Иногда карта трактуется, как «промедление», но не потому, что страшит что-то снаружи, а потому, что требуется сбалансировать две энергии творчества. На этом же этапе начинается первое планирование и взвешивание сил, в духе «это мы сможем сделать (так как нас теперь двое), а вот это — не потянем».

Иногда наоборот эта карта трактуется в духе «у вас есть силы, чтобы все сделать, пора быть смелым и наглым». Казалось бы, это противоположность промедлению, но и та и другая трактовка верна.

Карты от 1 до 10 каждой масти рассказывают о разных уровнях энергий стихии, при этом тузы — это самое начало, а десятки — самый конец, самый зрелый вариант.

С одной стороны, двойка посохов рассказывает о ситуации, в которой в два раза больше энергии, чем в тузе, «энергия бьет через край».

С другой стороны, двойке посохов еще не хватает зрелости, именно поэтому она может быть намеком на то, что сил-то полно, но не надо их переоценивать, а надо сесть и распланировать.

В нумерологии четные числа считаются иньскими, то есть пассивными, а нечетные — яньскими, то есть активными.

У такого восприятия довольно простое объяснение: четные числа легко выстраиваются в симметричную фигуру, симметрия не вызывает желания ничего к себе добавить, следовательно, она «пассивна».

Поэтому, трактуя двойку, надо принимать во внимание, что это четное число, следовательно, пассивное (к тому же это дуальность, оба элемента заняты друг другом, а не внешним миром) и при этом относительно «молодое».

Традиционно на двойке жезлов изображается человек с глобусом, стоящий на стене замка и осматривающий пространство внизу. У него две палки (причем вторая — запасная, то есть палок у него «с запасом») и он рассчитывает, хватит ли ему этих палок для завоевания мира внизу.

Двойка кубков

Пить на брудершафт (от нем. Brüderschaft — братство) с кем-либо — закреплять дружбу особым застольным обрядом, по которому два его участника одновременно выпивают свои рюмки, например с вином, с переплетёнными в локтях руками. После чего, чаще всего, целуются. Во время процесса возлияния положено смотреть друг другу в глаза. С этого момента участники считаются добрыми приятелями и должны обращаться друг к другу на «ты». Ритуал происходит из средневековой Европы, когда подобный обряд служил доказательством добрых намерений собравшихся за столом. Употребляется только в выражениях «выпить брудершафт» или «на брудершафт».

По одной из версий, обычай пить на брудершафт практиковался между влюблёнными. После распития напитков, в случае если напиток одного из влюбленных был отравлен другим, то яд при поцелуе передавался обратно отравителю. Таким образом, сам поцелуй служил доказательством, что напиток ни одного из влюблённых не был отравлен.

(википедия)

Если рассматривать двойку кубков, то это скорее вторая версия, про обычай между влюбленными. Видимо, раньше влюбленные были гораздо более суровы и постоянно норовили отравить друг друга.

Кубки — чувства, двойка — союз, двойка кубков — чувственный союз.

По умолчанию чувства всегда хорошие (говорят же «у меня к ней чувства», не уточняя, какие) и вода хорошо растворяется в воде, поэтому негативной окраски тут нет. С другой стороны, для большой и светлой любви в Таро есть другая карта, поэтому двойка кубков — союз не всеобъемлющий, а только чувственный.

Также ничего не мешает толковать эту карту, как «любовь к себе», в хорошем смысле, то есть получение удовольствие от того, какой ты есть. Значение встречается реже, потому что все озабочены любовью других и предпочтут, чтобы их любил какой-нибудь отдельный, внешний, специально для этого обученный человек.

Но если на горизонте никого нет, то двойка кубков может обозначать банальное «научись любить себя сам, тогда и другие подтянутся».

Двойка традиционно изображается, как двое разнополых людей с кубками напротив друг друга, то есть, практически, пьющих на брудершафт.

Двойка пентаклей

Двойственность материального проявляется в том, что он изменчив, несмотря на то, что земля считается пассивной стихией, а материальный мир — наиболее плотным из всех известных нам. Земля не только пассивна, но еще и плодовита.

Жизнь изменчива, и к ней надо уметь приспосабливаться. В материальном мире два разных объекта не могут занимать одно пространство, для этого, например, существует смерть: чтобы избавляться от того, что отжило.

Двойка пентаклей еще не говорит о смерти чего-то старого, к тому же для таких серьезных тем отдельная карта, которая так и называется — Смерть, двойка — карта молодая. Скорее, она говорит о появлении чего-то нового в жизни и о том, что это придется как-то балансировать со существующим.

Именно поэтому двойка пентаклей традиционно изображается, как человек, жонглирующий двумя монетами на фоне моря, где на волнах качаются корабли.

В реальной жизни это может указывать на состояние, когда человек берется за много проектов сразу и пытается их все одновременно вести. Это может быть очень весело, но спустя какое-то время может стать утомительным.

Обратная сторона архетипа проявляется в пословице «за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» и может указывать на то, что надо знать границы собственной приспособляемости.

В целом же карта считается позитивной, так как два рубля гораздо лучше, чем один.