Курс Таро > Миром правят знаки и символы


Примерное содержание лекции

Изучение других языков, помимо практической пользы «поговорить с кем-нибудь» (то есть — погадать), развивает человека.

«Сколько языков знаешь — стольких людей стоишь»
 — приписывается Карлу V (1500—1558).

«Кто не знает иностранных языков, тот не владеет и родным»
 — Гёте

Язык влияет на нашу картину мира и одновременно отражает ее, при этом это обоюдный процесс, влияя на язык можно менять действительность (разные техники — от пропаганды, НЛП до магии), и наоборот — меняется действительность и поэтому меняется язык.

Слово «свободный» в новоязе осталось, но его можно было использовать лишь в таких высказываниях, как «свободные сапоги», «туалет свободен». Оно не употреблялось в старом значении «политически свободный», «интеллектуально свободный», поскольку свобода мысли и политическая свобода не существовали даже как понятия, а следовательно, не требовали обозначений.
 — Оруэлл, «1984»

Чтобы понять этот процесс, надо присмотреться к различиям в языках.

Есть затасканный пример, что в якобы эскимосских языках есть более 50 слов для обозначения снега. Пример относительно правдив, с некоторыми оговорками. Ну или, например, в киргизском языке существует более десяти определений для наименования возрастных групп лошадей.

Эти слова зачем-то существуют, то есть, можно сказать, что есть культуры, в которых умение выделять точный возраст лошади (или состояние снега) имеет большое значение, иначе зачем они озаботились придумыванием таких слов? Если вы погрузитесь в эту культуру и выучите ее язык, то вы заодно и научитесь различать возраст лощадей, то есть начнете смотреть на мир по-другому. Как минимум, на мир лошадей.

Опять-таки, возвращаясь к высказыванию Гёте: некоторые вещи в нашей картине мира настолько привычны, что даже в голову не приходит представить себе, что может быть по-другому.

Когда ты знаешь всего один язык, тебе просто не с чем сравнивать, когда знаешь еще один язык, ты можешь искать различия и находить их в самых неожиданных местах.

Одно из таких неожиданных мест — это так называемые «ложные друзья переводчика», когда совершенно знакомое слово имеет в другом языке неожиданное значение. Например, aggressive/агрессивный.

В русском языке слово «агрессивный» всегда имеет явную отрицательную коннотацию, в английском — не всегда имеет. В английском слово aggressive может быть использовано в значении «деятельный, активный, смелый», то есть — в «хороших» значениях. Поэтому, например, «aggressive marketing strategy» на русский не переводится, как «агрессивная маркетинговая стратегия», хотя большинство переводчиков переведет именно так (поэтому такие слова и называются «ложные друзья переводчика», тут «не надо думать, и так все понятно»). По-русски это будет «смелая/активная маркетинговая стратегия». То есть — хорошая.

При желании здесь можно сделать вывод об отношении к «агрессии» в русской и американской культуре, но мы не будем.

Рекомендуемая книга: «Все познается в сравнении, или Несистематический словарь тонкостей, трудностей и премудростей английского языка в сопоставлении с русским», Павел Палажченко, сотрудник ООН, личный переводчик Горбачева.

Миром правят знаки и символы (а не менты и президенты)

В качестве эпиграфа, к которому мы еще вернемся, анекдот:

Сидят двое, пьют чай.
 — Ты знаешь, жизнь похожа на чашку чая, — задумчиво говорит первый.
 — Почему это? — спрашивает второй.
 — Откуда мне знать, я не философ.
(анекдот)

Эта лекция будет или очень сложной или очень простой, но в любом случае — одной из самых главных. Ее цель — понять основные свойства языка Таро.

Знаки и символы управляют миром, а не слово и закон.
 — Конфуций

Сначала разберемся, что такое знаки, а что такое символы, потом — почему они управляют миром. Про слово и закон — домашнее задание.

Знак — это то, что указывает на конкретное значение и равно ему.

Например, знаки дорожного движения, скажем, знак ограничения скорости. Этот знак обозначает, что выше этой скорости двигаться нельзя. Истолковать ее по-другому невозможно, если вы превысили скорость и вас остановили, вас в лучшем случае спросят «вы что, знака не видели?». Никто не спросит, поняли ли вы знак или нет.

(При этом знак составной — он состоит из красного круга вокруг цифры, цифры тоже являются знаками и никак не могут быть истолкованы по-другому, если написано «50», то это 50).

Так как мозг любит конкретику, всё стремится к знакам. Слова языка — тоже знаки, и в первой лекции мы сказали, что Таро — это знаковая система.

Символы, однако, совсем другое дело.

Символ — это то, что указывает на образ (форму), но не равен ему, а является чем-то большим. Символ подразумевает наличие дополнительного смысла, который не всегда тождественен образу.

Символ — это всегда нечто большее, чем то, на что он указывает.

Проще всего символы искать в искусстве, мифах, ритуалах, религии и подобном.

Например, на свадьбу есть традиция выпускать белых голубей. Что она обозначает? Ничего, потому что это не знак. В данном случае знак — это печать в паспорте, которая однозначно с точки зрения общественного института показывает, что эти двое граждан состоят в браке.

Выпускание белых голубей — это символ. У него довольно простая история, изначально голубя выращивали родители невесты и выпуская его, они совершали символический акт отпускания невесты из дома. Невеста — это голубь, которого выпускают из дома. Понятно, почему он белый — потому что это цвет невинности.

Зачем они это делали? Ну, во-первых, «потому что это красиво». Кроме того, это такое символичное послание миру.

Постепенно традиция трансформировалась, и голубя выпускают не родители невесты, но это сути не меняет. Акт остался глубоко символическим, тут же появилось место для симпатической магии. (Это магия, основанная на подобии, например, изготовление куклы вуду). В данном же случае, если один голубь символизировал невесту, то второй — жениха, поэтому можно, например, как-то пометить голубей и на основании их полета «предсказать» будущее семьи: например, какой голубь выше взлетит, то и будет в семье главным. Или, например, какой голубь выше взлетит, ребенок такого пола и родится первым.

Является ли такое предсказание правдой — это отдельный вопрос.

Значение символа тоже поменялось, сейчас он значит «мы не хуже, чем другие и тоже можем себе позволить выпускать голубей на свадьбе».

Прекрасной чертой символа, от которой бесятся все логики, является то, что дополнительный смысл символа — это то, что существует только в процессе его толкования. Например, во время той же свадьбы жених, выпуская голубя, может прокричать «Улетай, пока еще можешь! Оставь меня, меня уже не спасти».

Это будет авторское, но очень даже правильное толкование символа. Правильное потому, что раз жених решил пошутить на эту тему, значит, что-то здесь не чисто, что-то его заставило сделать именно так. Допустим, «подсознание заставило».

Если потом окажется, что жених был прав, то можно считать, что предсказание сбылось.

То есть, можно сказать, что именно толкование символов и является информацией, которую человек получает в виде гадания. А толкование почти всегда авторское, хотя все равно опирается на образ. В примере с женихом мы можем проследить его внутреннюю логику. Если бы он, глядя на голубя, завел разговор о крокодилах, это выглядело бы странно.

Можно также разделить знак и образ по полушариям.

Левое полушарие — это аналитическое мышление, логика, математика, буквальное понимание и анализ (понимание путем разбора на элементы) и, конечно же, знаки. Правое полушарие — это творчество, юмор, музыка, эмоции, интуиция, воображение, метафоры, понимание и восприятие целиком без анализа и, конечно же, символы.

Таро — это язык правого полушария.

Основа этого языка — это архетипы, выраженные в символах.


Архетипы

И, наконец-то, архетипы.

Обычно в это время вспоминают Юнга, так как он первый заговорил об архетипах. Это не совсем так, Платон, например, говорил о том же самом, просто с другими акцентами. У Платона был мир идей и мир вещей, при этом мир идей был первичен.

Чтобы лучше понять теорию Платона, представим себе такую картину. Допустим, перед нами лежат три предмета — яблоко, груша и слива. Понятно, что яблоко — это не груша, груша — не слива и так далее. Но есть в них нечто общее, сходное, делающее их отличными от других вещей, объединяющее их в одну группу. Это общее мы называем словом «фрукт». Теперь спросим: существует ли фрукт в реальности — в качестве вещи, в которой были бы собраны все возможные фрукты земли, в качестве предмета, который можно было бы осмотреть или потрогать? Нет, не существует. «Фрукт» — это всего лишь понятие, термин, имя, название, которым мы обозначаем группу сходных между собой вещей. Реально существуют только сами эти предметы, а их названия реально в мире не существуют, так как они находятся в качестве понятий или идей только в нашем сознании. Так считаем мы.

Но ведь вполне можно предположить, что все обстоит совсем наоборот. Реально и сначала существуют идеи или понятия вещей, и не в нашем уме, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступном нам мире, а все вещи, которые нас окружают, — всего лишь порождения этих идей и являются их отражениями или тенями и поэтому реально не существуют. Эта мысль — главная в учении Платона. Нам кажется, говорит он, что мир один — тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле мира два: один — высший и невидимый мир идей, другой — низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Существует, например, в высшем мире идея лошади, она и порождает каждую конкретную лошадь, которая находится на земле. Идеи вечны и неизменны, а вещи изменчивы. Они являются их контурами, бледными подобиями или, всего лучше, тенями.

Краткая история философии
Дмитрий Гусев

Разница в том, что Платон считал, что мир идей объективно существует где-то отдельно, а Юнг считал, что они существуют в коллективном бессознательном. Но по сути, архетипы Юнга — это тоже идеи Платона.

Вообще, разрыв между предметом и его обозначением — вещь, которая не перестанет занимать людей никогда. На картине Рене Магритта, которая называется «Вероломство образов» изображена курительная трубка и внизу надпись: «Это не трубка». Если подумать, надпись совершенно права: это не трубка, а изображение трубки, ее образ.

И это только разница между трубкой и ее образом, более общие вещи, например, понятие «фрукт» нельзя даже нарисовать.

Я бы сказал, что:

Архетипы (от др.-греч. ἀρχέτυπον — «первообраз») — это устойчивые первичные образы в человеческой психике, через которые человек воспринимает (и изменяет) действительность.

Человек воспринимает действительность с помощью архетипов «по образу и подобию», то есть «И рече бог: сотворим человека по образу нашему и подобию нашему» (Бытие 1, 26). Этот процесс обоюдный: все боги — скажем, греческие, представляют собой архетипы, которые человек выразил в виде отдельных внешних фигур, по своему образу и подобию.

Возвращаясь к анекдоту «Жизнь похожа на чашку чая».

Комичность его достигается за счет того, что сначала у слушателя активируется правое полушарие, отвечающее за образное восприятие и слушатель даже успевает подумать, почему жизнь похожа на чашку чая, а потом это полушарие насильно отключают.

Этот же способ использует Льюис Керролл в «Алисе в стране чудес», когда Шляпник спрашивает у Алисы «Какая разница между пуганой вороной и письменным столом?». В книге ответ не дается, сам Керрол сознался, после того, как его неоднократно спрашивали, что он ответа не знает.

Давайте сейчас посидим минуту и молча подумаем, почему жизнь похожа на чашку чая.

[...]

Правильного ответа не существует, но в процессе поиска мы могли наткнуться на архетипы. Например, наверняка самой очевидной, банальной и распространенной гипотезой было «и чай и жизнь имеют начало и заканчиваются».

Представление о начале и конце — это архетипы. Они настолько глубинные, что сложно представить, как у чего-то не может быть начала и конца (кроме бесконечности). Сложно, но давайте попробуем.

Возьмем какое-нибудь очень глупое существо, скажем, морскую свинку. Предположим, что она представления не имеет о том, что есть начало и конец.

Тогда у еды два состояния: еда есть и еды нет. Еда не может заканчиваться. Точно так же не может заканчиваться, например, день. Просто когда-то становится темно, а когда-то светло. Когда свинка начинает есть морковку, она это делает не с конца, а в лучшем случае с края.


Таро — символьная система

Таро является не знаковой системой, а символьной системой.

Каждая карта является неким символом, толковать которые придется вам.

У символов Таро есть, конечно, классические толкования, но всегда не надо забывать, что эти толкования — это один из множества вариантов, показывающих направление реализации архетипа.

Поэтому у карт Таро нет «значений»: карты — не знаки. Это совершенно не мешает писать «значения карт» везде, во всех плохих книгах по Таро.

Давайте немного забежим вперед и рассмотрим карту «Шестерка Мечей».

Вот дословное ее значение из какой-то очень плохой книги по Таро:

Шестерка мечей — морское путешествие (!), задание, поручение, необходимость, изменение мировоззрения, обретение позитивного взгляда на бытие.

На карте шестерка мечей, кстати, часто изображена лодка, плывущая куда-то — отсюда и «морское путешествие», но если у каждой карты будет такое конкретное значение, то 78 карт не хватит на описание всего мира.

Люди все эти значения заучивают и начинают искать морские путешествия, когда выпадает шестерка мечей. При этом, что самое смешное, все значения — правильные, но подобраны так, что создается эффект «шел дождь и два студента, один в кино, другой в пальто».

Мечи — это разум. Почему мечи — это разум, мы тоже поговорим, просто так запоминать и верить мне на слово, что «мечи — это разум» не надо.

Согласно нумерологии (о ней мы тоже поговорим), шестерка — это стабильное и в целом гармоничное число, но которое старается превратиться еще в более гармоничное — семерку.

В шестерке мечей разум принимает вызов.

Можно сказать, что шестерка мечей — это «разумный первичный импульс к изменениям». Или «начало долгого пути» (каждый путь начинается с решения).

Поэтому сюда удивительным образом подходит значение «путешествие» — это перемены. Сюда же подходит значения «задание, поручение, необходимость» — это тоже «разумный импульс к изменениям». Мне что-то не нравилось — я дал задание это изменить.

Даже значение «изменение мировоззрения» тоже подходит — это результат этого импульса (удачный, кстати), а «мировоззрение» — это разум, мечи. Мог бы быть и не удачный, кстати — тогда бы не подошло.

То есть, перечисленные значения как бы «правильные», но слишком частные. Вывести из них другие частные и тоже верные значения нельзя, ну как из «морского путешествия» вывести «изменение мировоззрения».

Моя сестра в детстве называла всех сиамских кошек «Алисами» — потому что у нас была сиамская кошка Алиса. Предсказатель, который заучивает, что шестерка мечей — это «морское путешествие», поступает так же.


Структура колоды Таро

Таким образом, когда мы гадаем, мы можем узнать:

Всё остальное мы узнать не можем.