Курс Таро > Карта «Умеренность»


Примерное содержание лекции

Умеренность во всем, даже в умеренности.

Со всякой мудростью есть одна проблема: сначала эта мудрость тяжело достается кому-то, как результат собственного опыта. Потом мудрость тиражируется — этим занимается, например, Иерофант — для того, чтобы молодому поколению не надо было набивать собственные шики. Потом мудрость от постоянного употребления и тиражирования становится банальностью и начинает игнорироваться.

Поэтому новые поколения получают мудрость заново, через свой опыт, когда они пытаются облечь его в слова, выходит банальность, которую они уже слышали. Но теперь это их банальность.

Карта «Умеренность» сначала может показаться именно такой банальностью.

УМЕРЕННОСТЬ – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Античные философы считали умеренность одной из кардинальных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью и определяли через отношение к удовольствию и влечениям как способность человека с помощью разума преодолевать те из них, которые препятствуют достижению блага.
(Словарь)

Добродетель — это к Иерофанту, он у нас главный по добродетелям, а так же нравственно обоснованным целям.

Умение быть хозяином — это Сила, все, что обсуждалось в Силе, применяется и тут.

То есть, в худшем случае, если верить определению, Умеренность — это умение насильственно подавлять свои чувства и желания ради чего-то нравственного.

Это мало что имеет общего с значением карты.

Умеренность не зря идет после Смерти, так как Умеренность — это единственный способ выжить, во всех смыслах, начиная с биологического и заканчивая психическим.

В биологии на этот счет есть хороший термин — гомеостаз.

Гомеостаз — способность живых организмов сохранять относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций в условиях изменяющейся внешней среды.

У человека и высших животных гомеостаз обеспечивает постоянство объёма, клеточного и гуморального состава крови, тканевой жидкости и лимфы, температуры тела, кровяного давления и других показателей. К наиболее совершенным механизмам гомеостаза относятся процессы терморегуляции.

Только благодаря срабатыванию механизмов поддержания гомеостаза достигается жизнеобеспечение растений в неблагоприятных условиях существования.

Умеренность — это динамичный баланс (поэтому на карте изображен ангел, переливающий из одной чаши в другую), зависящий от внешних обстоятельств в том числе, а не какой-то набор моральных правил.

Смерть означает конец, прощание, отказ от чего-то навсегда, то есть, в сущности, пребывание в рамках меры, воздержание. Диавол же означает полный отказ от меры и желание получить еще. Умеренность, попав между двумя этими Арканами, показывает, что верная мера находится между воздержанием и неумеренностью. Именно поэтому придерживаться верной меры всегда так трудно. Вот почему большинству из нас легче либо просто отказаться от шоколада (воздержание = Смерть), либо уж сожрать за раз целую упаковку (алчность = Диавол), но отломить и съесть один кусочек — о нет, это слишком трудно (а это и есть Аркан Умеренности). В том-то и заключается смысл Аркана Умеренности: не отказывайся ни от чего, не избегай искушений, но не жадничай и не впадай в зависимость. Выработать и сохранять такое отношение к жизни, конечно, труднее, чем лицемерно «возвышаться» над искушениями, изображая отсутствие интереса, отказывая себе во всем и сохраняя позицию примерного ученика и круглого отличника. Нет, довериться проводнику означает целиком и полностью отдаться жизни, лишь не зацикливаясь на отдельных ее эпизодах.
Хайо Банцхаф, «Таро и путешествие героя»

Умеренность как принцип может применяться в отношении к внешним людям, тогда это — карта про отношения, она говорит о том, что нужен компромисс и кооперация.

Умеренность может применяется по отношению к внутреннему миру, тем более, что внутри у нас живет несколько личностей. В таком случае, Умеренность указывает на то, что все интересы этих личностей должны учитываться.

Например, есть такая вещь, как прокрастинация — когда человек откладывает неприятные дела на завтра. Есть высказывание, что «прокрастинация — это бунт обесцененных занятий против переоцененных», то есть — несоблюдение как раз этого баланса. Скажем, внутри нас есть маленький ребенок, который не хочет делать скучные дела и есть взрослый, который говорит, что это делать «надо».

Одна сторона считает себя ущемленной, и поэтому оказывается делать. (Самое смешное, конечно, что эта борьба происходит в рамках одной личности).

Продуктивней всего будет признать наличие двух сторон: одной, которой это «надо» сделать и второй, которой это делать не хочется и примирить их.

Однажды ранним утром вскоре после своего двадцатидевятилетия я проснулся с чувством жуткого, абсолютного страха. Со мной и раньше такое случалось: я, бывало, и  прежде просыпался с подобным чувством, но на этот раз оно было сильным как никогда. Ночная тишь, расплывчатые очертания мебели в темной комнате, отдаленный шум проходящего поезда — всё казалось каким-то чуждым, враждебным, и настолько лишенным смысла, что пробуждало во мне глубокое отвращение к миру. И самым отвратительным из всего этого был факт моего собственного существования. Какой был смысл продолжать жить с грузом такого страдания? Зачем надо вести эту непрерывную борьбу? Я чувствовал, что глубокое, страстное желание к избавлению от жизни, стремление к несуществованию, теперь становится гораздо сильнее инстинктивного желания жить.

«Я больше не в силах жить сам с собой».

Эта мысль настойчиво повторялась в моем рассудке. И вдруг совершенно внезапно я сообразил, насколько необычной и оригинальной была эта мысль.

«Я один или нас двое? Если я не в силах жить сам с собой, то тогда нас должно быть двое: “Я” и тот самый “сам”, с которым я не могу больше жить. А что если только один из нас настоящий?» — подумал я.

Экхарт Толле, «Сила момента».

Умеренность и духовный рост

В Буддизме есть то, что называется «средний путь»: когда человеку рекомендуется не впадать в крайности.

Буддисты воздерживаются от мясной пищи из милости к живым животным. Но если настоящий буддист придет в гости к бабушке, которую давно не видел, а бабушка, чтобы его порадовать, приготовит любимые с детства мясные котлеты, не зная, что внук теперь буддист, то настоящий буддист их съест — если любит бабушку, конечно.

Умеренность больше всего похожа как раз на такой средний путь.

Иногда, если ужасно хочется съесть печеньку, а нельзя — я задумываюсь. Что больше угодно Богу? Чтобы я был счастлив? Или чтобы ел только то, что положено? ...И ем печеньку.
Далай Лама